Лёгкий экспериментальный самолет ХАИ-4 «Осоавиахимовец Украины».

Разработчик: П.Г.Бенинг, А.А.Лазарев и А.А.Кроль
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.0.ХАИ-4

Этот легкий самолет имел три названия: ХАИ-4, «Искра», «Осоавиахимовец Украины» — оригинальный бесхвостый низкоплан с двигателем М-11 и толкающим винтом. Конструкция — деревянная. Кабина — закрытая, двухместная, сильно выступающая вперед. Крыло трапециевидное с прямой задней кромкой, элероны — нормальные, на 65% размаха, между ними — элевоны. Вертикальное оперение — кили и рули направления — на концах крыла. Обшивка — везде полотно. Шасси с носовым колесом (впервые в СССР) — низкое на баллонных колесах. Переднее колесо — ориентирующееся, основные колеса объединены гидравлической связью — если одно получало удар, оно осаживалось, а стойка другого колеса соответственно удлинялась, потом они выравнивались.

В схеме и конструкции ХАИ-4 были испробованы многие элементы, примененные позже в планерлете ХАИ-3. Авторы самолета — П.Г.Бенинг, А.А.Лазарев и А.А.Кроль — намеренно пошли на большие трудности в освоении этой новой и неиспытанной схемы.

Самолет был построен летом 1934 года. Испытывал Б.Н.Кудрин. Взлет долго не удавался, так как на разбеге переднее колесо из-за момента винта несколько осаживалось, угол атаки уменьшался, а эффект рулей высоты из-за их малого плеча был недостаточен, чтобы поднять нос самолета. Только при подскоке из-за неровности почвы самолет отделился от земли на скорости около 180 км/ч.

В полете проявилась плохая динамическая продольная управляемость, самолет запаздывал в реагировании на движения ручки из-за значительного момента инерции относительно поперечной оси, причиной чего была длинная кабина с двигателем. Траектория полета получалась волнообразной. Имела место и путевая неустойчивость из-за вертикального оперения вне потока от винта. Была достигнута высота около 600 м. Набору высоты мешал пикирующий момент от винта. Высоту приходилось набирать при нейтральном положении ручки. Посадка удалась только на большой скорости при малом угле атаки. Парашютирование с высоты 1 м шасси с успехом выдержало. С мотором в 100 л.с. ХАИ-4 показал хорошую горизонтальную скорость — 180 км/час, хотя посадочная осталась довольно высокой — около 100 км/час.

Полеты на ХАИ-4 были признаны опасными и после третьего полета больше не повторялись. Это была одна из ранних попыток решить задачу бесхвостого самолета. При этом было доказано, что самолет такой может летать, хотя и требуется еще большая работа по доводке этой трудной схемы.

1.Легкий самолет ХАИ-4 Осоавиахимовец Украины.

Легкий самолет ХАИ-4 «Осоавиахимовец Украины».

2.Легкий самолет ХАИ-4 Осоавиахимовец Украины.

Легкий самолет ХАИ-4 «Осоавиахимовец Украины».

3.Легкий самолет ХАИ-4 Осоавиахимовец Украины.

Легкий самолет ХАИ-4 «Осоавиахимовец Украины».

3.ХАИ-4. Схема.

ХАИ-4. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.