Проект летающей лодки-истребителя «ИМ».

Разработчик: В.Б.Шавров
Страна: СССР
Проект 1930 г.

В 1930 году инженер Вадим Шавров, на базе своего первого самолета-амфибии Ш-1, создавал удачную трехместную самолет-амфибию Ш-2. История этого самолета общеизвестна, она выпускалась серийно, а некоторые экземпляры эксплуатировались до 1964 года. Но мало кто знает, что на той же базе Шавров, разрабатывал и специализированный гидросамолет-истребитель, под названием «ИМ» (Истребитель морской).

В то время имелась потребность подобного узкоспециализированного гидросамолета-истребителя. Ещё в мае 1929 года начальник Воздушных сил Черного моря (так они тогда назывались) В.К.Лавров предложил поставить истребитель И-4 на поплавки и вооружить ими крупные боевые корабли, обеспечив им собственное прикрытие с воздуха. Поплавковый вариант был заказан ЦАГИ, поплавки даже изготовили в августе 1931 года. Но впоследствии НТК ВВС признал, что мореходность поплавкового И-4 не позволила бы ему взлетать на море, и дальнейшие работы прекратили.

Проектировался также поплавковый вариант истребителя И-5.

В 20-30 годах во флотах мира была достаточно популярна тема авиатранспортов, гидроавианосцев. Данные корабли несли на себе гидросамолеты, которые запускались с катапульты, а приводнялись на воду и подымались на борт корабля кранами. Соответственно и ВМС РККА планировал иметь подобные корабли, а следовательно и самолеты.

Планом развития Военно-морских сил РККА на 2-ю пятилетку (1932-1937 гг.) предполагалась потребность в авиатранспортах (гидроавианосцах) в 32 единицы, из которых 8 — для Черноморского, 12 — для Тихоокеанского, 6 — для Северного флотов, и 6 — для Каспийской флотилии.

3 августа 1933 года заместитель начальника Морских сил И.М.Лудри утвердил комплект стереотипных Тактико-технических заданий на мобилизационное переоборудование в авиатранспорты (далее АВТР) ряда теплоходов и пароходов, строящихся на заводах Главморпрома НКОП СССР. Точно известно, что ни один из них не вошел в строй в качестве АВТР. АВТР предполагалось вооружить поплавковыми истребителями, летающими лодками разведчиками, торпедоносцами.

Вероятно, под эти цели и планировал свой проект «ИМ» Вадим Шавров. Как уже было сказано выше, машина во многом повторяла Ш-2. Конструктор улучшил аэродинамику самолета. Удлинив лодку на 0,8 м и обжав ее мидель, оставив без изменений верхнее и нижнее крыло, поплавки.

По схеме это был высокоплан-парасоль, хотя имевшееся на нем нижнее крыло, служащее по замыслу лишь для установки поплавков поперечной устойчивости, может отнести его к классу полуторапланов. Проект интересен так же тем что судя по рисунку Шавров защитил пилота закрытым фонарем, что для авиации начала 30-х годов было большой редкостью.

Оригинальная схема размещения вспомогательных поплавков на дополнительном крыле до ее появления не имела себе аналогов. Корпусом гидросамолета служила однореданная лодка, причем излом контура днища в редане никоим образом не портил ее силовую схему, т.к. редан был аккуратно надстроен на плавные обводы лодки. Крыло крепилось трубчатыми стойками к корпусу в месте крупного выреза под кабину пилота, такое остроумное решение позволило заметно усилить конструкцию.

Конструкция самолета — деревянная. Каркас лодки — из сосны и ясеня, обшивка — фанера в основном 3-мм, на редане — 6-мм, в хвосте, на нижних крыльях и поплавке — 2 и 1-мм. Для лучшей защиты от воды корпус лодки и нижние крылья оклеивались полотном на аэролаке.

Верхнее крыло — двухлонжеронное. Центроплан — дюралевый. Крыло для удобства хранения самолёта на корабле или в ангаре могло складываться назад.

В отличии от «гражданской» Ш-2 с ее 100-сильным движком М-11, «ИМ» планировалось оснастить французским двигателем Gnome-Rhone 9Ad мощностью 420 л.с. который являлся лицензионной копией английского двигателя Bristol «Jupiter» IV.

Вооружение «ИМ» предполагалось из двух пулеметов ПВ-1 калибра 7,62 мм.

Проект не был реализован. Информации о нем, кроме схемы из архива Шаврова — нет.

ЛТХ (проектные):

Размах крыла, м: 13,00
Длина, м: 9,00
Площадь крыла, м2: 24,60
Взлетная масса, кг: 1100
Двигатель: 1 х ПД Gnome-Rhone 9Ad
-мощность, л.с.: 1 х 420
Максимальная скорость, км/ч: 420-430
Практическая дальность, км: 1000
Практический потолок, м: 6000

Проект «ИМ». Рисунок.

Проект «ИМ». Схема.

.

.
Список источников:
Ивнамин Султанов, Наталия Свищева. Неизвестное об известном. К 100-летию со дня рождения В.Б.Шаврова.
Сергей Сыч. Летающая лодка-истребитель «ИМ». Шавров. Проект. 1930 г.