Учебно-тренировочная летающая лодка МУ-3.

Разработчик: А.С.Москалев, Н.Г.Михельсон и О.Н.Розанов
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.

В 1929 году после неудачи с самолетом МУ-2 и при отсутствии других учебных лодок в планах опытного самолетостроения по-прежнему оставался тип МУ. Поэтому, когда на заводе сложилась инициативная группа, предложившая построить такой самолет, задание было дано. Инициатором этой постройки был А.С.Москалев в содружестве с Н.Г.Михельсоном и О.Н.Розановым.

По схеме МУ-3 полностью повторял МУ-2, но нижнее крыло было гораздо меньше верхнего, а обводы лодки отличались сильной продольной и поперечной килеватостью. Конструкция — деревянная. Самолет МУ-3 представлял собой двухстоечный расчалочный полутораплан с толкающим винтом. Мотор М-11 крепился на треугольной пирамиде из стальных труб в обтекателях. Пирамида опиралась на усиленный шпангоут лодки. Узлы крепления пирамиды к лодке были усилены узлами крепления нижнего крыла. К вершине пирамиды крепились верхние крылья. Мотор был закрыт дюралевым капотом каплевидной формы. Деревянная конструкция лодки, как и крыльев с оперением, была обшита переклейкой и оклеена перкалем на эмалите.

Лодка обладала хорошим запасом прочности и обеспечивала грубую посадку на метровые волны. Летчик и ученик размещались рядом в просторной кабине шириной 1330 мм. Конструкция самолета была несколько перетяжелена и имела вес в пустом варианте G = 653 кг. а при требуемой полезной нагрузке в 267 кг ее полетный вес G составлял 920 кг. Площадь крыла составляла 28 м. Лодка отличалась удачными обводами, плавным ходом и малым брызгообразованием.

Самолет МУ-3 строился в 1930-1931 годах одновременно с Ш-2 в одном цехе. Испытывался весной 1931 года. При взлете с воды легко выходила на редан и отрывалась. Летные испытания проводил летчик-испытатель Ян Мартынович Садовский. По его заключению, затем подтвержденному Госиспытаниями, самолет был прост в управлении и удовлетворял требованиям к учебному самолету. При испытании также было установлено — низкий КПД винта, отчего все расчетные летно-технические характеристики были несколько снижены. Предложение Госкомиссии, до запуска в серию подобрать лучший винт, осуществлено не было, вследствие болезни Москалева, а затем и его переезда в город Воронеж.

В серийное производство пошла амфибия Ш-2 В.Б.Шаврова.

ЛТХ:

Длина, м: 10,5
Площадь крыла, м2: 28,2
Вес, кг
-пустого: 653
-взлетный 920
Макс. скорость, км/ч: 159
Посадочная скорость, км/ч: 65
Потолок, м: 3950

.

.
Список источников:
А.С.Москалев. Голубая спираль.
В.В. Гагин. Авиаконструктор А.С.Москалёв.