Торпедоносец Ил-28Т.
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1950 г.
С лета 1951 года Ил-28 стали поступать на вооружение полков морской авиации. Сначала это были «чистые» бомбардировщики, но затем приняли решение об их переоборудовании в торпедоносцы, носители реактивных авиационных торпед РАТ-52. Это оружие было создано в НИИ-2 (ныне ГосНИИ АС) и принято на вооружение в феврале 1953 года. Торпеда при массе всего 627 кг имела боевой заряд 243 кг и оснащалась пороховым ракетным двигателем, с помощью которого развивала в воде скорость 58-68 узлов. И самое главное, применение ее допускало сброс с высот от 1500 м до практического потолка Ил-28 при скорости полета до 800 км/ч.
В бомбоотсеке Ил-28 размещалась одна РАТ-52. Методика применения торпеды мало отличалась от действий экипажа при обычном бомбометании. Во время атаки штурман задавал глубину хода торпеды, выводил самолет на боевой курс и прицеливался как при обычном бомбометании. В расчетной точке прицел автоматически осуществлял все операции по сбросу PAT. После отделения от самолета она падала как обычная авиационная бомба, и только на высоте 500 м раскрывался парашют, который отстреливался при входе торпеды в воду. После включения порохового двигателя торпеда на скорости около 130 км/ч устремлялась к цели. От момента сброса до поражения цели проходило не более 35 секунд.
С 1953 года началось освоение нового оружия авиации флотов. Разрабатывалась тактика совместных действий торпедоносцев Ил-28Т и Ту-14Т с разведчиками Ил-28Р по обнаружению и поражению морских целей как отдельными самолетами, так и группами до эскадрильи включительно, при этом летчики сброс торпед производили залпом, по команде ведущего. В сложных метеоусловиях для прицеливания по морской цели и сброса РАТ-52 использовались радиолокационные прицелы ПСБН-М.
Кроме РАТ-52, на вооружении советской минно-торпедной авиации в то время сохранялись и парогазовые торпеды типа 45-36, созданные еще до Великой Отечественной войны. Считалось, что при низковысотном торпедометании вероятность поражения ими морской цели будет выше, чем при использовании РАТ-52, которая при одиночных пусках в полигонных условиях показывала вероятность поражения цели от 17-ти до 38%. Однако высокая скорость Ил-28 исключала применение его как низковысотного торпедоносца при использовании старых торпед 45-36МАН. Их удалось модернизировать, после чего допускался сброс с высоты 120-230 м на скорости 550-600 км/ч. Одновременно модернизировалась и парогазовая торпеда для высотного торпедометания 45-36МАВ.
Адаптация Ил-28 для низковысотного и высотного торпедометания парогазовых торпед проводилась в двух основных направлениях: создание специализированного торпедоносца Ил-28Т с внутренней подвеской торпеды типа 45-36 и доработка самолета для наружной подвески по бортам фюзеляжа торпед типа РАТ-52 и 45-36.
В 1950-1951 годах в ОКБ был спроектирован, построен и испытан опытный торпедоносец Ил-28Т. Его основное отличие от бомбардировщика заключалось в увеличении длины бомбоотсека с 4270 мм до 6430 мм, в котором теперь могли подвешивать серийные торпеды и мины: по одной торпеде типов 45-36АНУ, 45-36АВ, TAG, PAT; по одной мине типов «Серпей», АМД-1000 и др. Прицеливание при низком торпедометании осуществлялось с помощью прицела ПТН-45, нижняя часть которого выходила за контур фюзеляжа и закрывалась сферическим обтекателем. При незначительном переоборудовании Ил-28Т мог быть использован как бомбардировщик с бомбовой нагрузкой как у серийной машины. Увеличение длины бомбоотсека и размещение в фюзеляже спасательной лодки ЛАС-3 определили уменьшение емкости внутренних топливных баков, и для сохранения прежней дальности полета Ил-28Т оснастили ПТБ на законцовках крыла. Ил-28Т успешно прошел заводские и государственные испытания, но серийно не строился. Причина — слишком затянулась доводка торпеды 45-36МАН, которая была принята на вооружение только в 1956 г. под обозначением 45-56НТ. Кроме того, даже новые габариты бомбоотсека Ил-28Т не позволяли увеличить на нем количество торпед РАТ-52 на внутренней подвеске.
Было принято решение оборудовать Ил-28 морской авиации наружными балочными держателями БД-4 по бортам фюзеляжа. С ними Ил-28 (также получивший индекс «Т») мог нести уже три торпеды РАТ-52: одну на внутренней подвеске и две снаружи. При использовании парогазовых торпед самолет мог нести две торпеды типа 45-56НТ на наружной подвеске. На наружных держателях можно было подвешивать мины АМД-500. Этот Ил-28Т также прошел испытания, но такая подвеска громоздких торпед и мин привела к тому, что переднее колесо на взлете стало подниматься с трудом, на больших скоростях полета возникала тряска типа «бафтинг», при заходе на посадку с одной торпедой на внешней подвеске разворачиваться можно было только в сторону подвешенной торпеды. Испытания самолета закончились только в 1955 году. Предполагалось переоборудовать в этот вариант некоторое количество Ил-28 морской авиации, но это не было сделано — торпедоносные варианты «двадцать восьмого» со второй половины 50-х годов уже перестали удовлетворять требованиям флота, и в 1956 году было принято решение о перевооружении минно-торпедной авиации на Ту-16Т.
Когда служба Ил-28 в морской авиации близилась к закату, на Балтфлоте самолеты 769-го минно-торпедного полка (МТАП) переоборудовали под противолодочную торпеду AT-1. Машины получили обозначение Ил-28ПЛ. Удачной переделку признать было нельзя, так как продолжительность полета самолета оказалась совершенно не достаточной для противолодочной борьбы. Предполагалось, что эти «двадцать восьмые» будут действовать по вызову. Рассматривалось предложение об аналогичной модернизации самолетов еще двух балтийских полков, однако этого не случилось.
ЛТХ:
Модификация: Ил-28Т
Размах крыльев, м: 21,45
Длина, м: 17,65
Высота, м: 6,7
Площадь крыла, м2: 60,8
Масса, кг
-пустого самолета: 12890
-нормальная взлетная: 18400
-максимальная взлетная: 23200
Тип двигателя: 2 х ТРД ВК-1(А)
Тяга, кгс: 2 х 2700
Максимальная скорость, км/ч: 890
Крейсерская скорость, км/ч: 680
Практическая дальность, км: 1800
Практический потолок, м: 12500
Экипаж, чел: 3
Вооружение: 4 х пушки НР-23
Бомбовая нагрузка: до 2000 кг, включая мины и 1-3 противолодочные торпеды.
Торпедоносец Ил-28Т.
Торпедоносец Ил-28Т.
Торпедоносец Ил-28Т на полевом аэродроме.
Подготовка торпеды РАТ-52 к загрузке в бомбоотсек Ил-28Т.
Подготовка торпеды РАТ-52 к загрузке в бомбоотсек Ил-28Т.
Торпеда РАТ-52 на наружной подвеске Ил-28Т.
Торпеда высотного торпедометания 45-54ВТ на Ил-28Т.
Торпеда высотного торпедометания 45-54ВТ на Ил-28Т.
Торпеда низковысотного торпедометания 45-56НТ на подвеске Ил-28Т.
Компоновка Ил-28Т. Рисунок.
Ил-28Т. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Авиация и Время. Юрий Егоров, Александр Котлобовский. Удачный самолет, которому не везло.
Крылья Родины. Юрий Сергеев. Классик фронтовой авиации.
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой бомбардировщик Ил-28.