Планер АВФ-30 «КиК».

Разработчик: А.А.Сеньков
Страна: СССР
Первый полет: 1928 г.

АВФ-30 «КиК» — одноместный учебный планер конструкции слушателя АВФ А.А.Сенькова. Построен в Москве при клубе железнодорожников им. Кухмистерова (отсюда и название — КиК).

По схеме планер — расчалочный моноплан с прямоугольным крылом и плоской вертикальной хвостовой фермой. Пилот располагался в открытой обтекаемой кабине-гондоле. Крыло было расчалено к верхнему силовому кабанчику. В качестве посадочного приспособления применялось двухколесное шасси, закрепленное на нижней части кабины пилота.

В качестве учебного планера АВФ-30 использовался на V Всесоюзных планерных состязаниях 1928 года.

ЛТХ:

Длина, м: —
Размах крыла, м: 12
Площадь крыла, м2: 18
Удельная нагрузка, кг/м2: 10
Удлинение: 8
Профиль крыла: Прандтль-365
Масса, кг: 105.

А.А.Сеньков в своем планере АВФ-30 КиК.1928 г.

А.А.Сеньков в своем планере АВФ-30 «КиК». 1928 г.

Буксировка планера АВФ-30 «КиК» на старт.

Планер АВФ-30 «КиК» заходит на посадку. Коктебель, 1928 г.

В отрывке книги В.В.Гончаренко «Были крылатой горы» изложена в общем-то недолгая летная жизнь этого планера:

«Это было в конце лета 1928 года. На Узун-Сырте опять состоялись традиционные, уже пятые по счету, Всесоюзные планерные испытания, опять носившие подчеркнуто учебный характер.
На большом южном склоне, как обычно, летали опытные планеристы, учлетам доставались сначала склоны пониже и не такие обрывистые. Им и матчасть выделили поскромнее — два планера: «КиК» (Клуб имени Кухмистрова), спроектированный Сеньковым и «Дракон» конструкции Черановского.
«КиК» не понравился Королеву с первого взгляда. Какой-то некрасивый, хлипкий. «Дракон» Черановского был куда лучше. Но вот закавыка: прежде чем начать полеты на «Драконе», надо было закончить вводную программу на «КиКе». В первый же день все убедились, что «КиК» «явно не то». Качество низкое, в полете неустойчив.

— Да, братцы, — почесал за ухом Королев, — досталась нам «канарейка», натаскаемся мы с ней, пока до «Дракона» дойдем!

Затащили после полетов в ангар, поставили, и даже настроение упало.
И вдруг от штабной палатки вестовой мчится что есть духу, на ходу кричит:

— Поступило штормовое предупреждение! Надвигается буря. Ветер до тридцати метров в секунду. Немедленно все планеры из ангаров перетащить и спрятать от ветра в оврагах!

На Узун-Сырте все тотчас пришло в движение. Даже мальчишки из окрестных деревень — постоянные зрители — принялись помогать учлетам.
Кто-то из курсантов ухватился за «КиК», стоявший ближе к выходу.

— Отставить! — властно скомандовал Королев, — Спасать, так в первую очередь самые лучшие планеры.

Мелькали гаечные ключи, плоскогубцы. Пилоты и конструкторы разбирали свои планеры, а учлеты, облепив, как муравьи, легкие, но парусящие на ветру крылья, тащили их к ближайшим оврагам, прятали за холмами от ветра, прикрывая сверху брезентом, который придавливали камнями, благо, что их было на Узун-Сырте сколько угодно.

— Быстрее, быстрее! — поторапливал учлетов Королев, — Раз-два, взяли!

Из-за Кара-Дага показалась зловещая черная мгла и оплывая холмы со скоростью курьерского поезда, помчалась на Узун-Сырт. В брезентовом ангаре оставалось еще два планера — «КиК» и тренировочный паритель ГрибовскогоГ-2.

— Навались, ребята, на паритель! Дружно! — подбадривал Королев учлетов и сам бросался в самые трудные места разборки.

Ураган налетел с ходу. Учлеты едва удерживали длинные узкие крылья парителя, но успели добежать до спасительного оврага. Когда бросились за «КиКом», было уже поздно. Буря сорвала палатку и от планера остались одни щепки.
Вечером на построении начальник слета объявил учлету Сергею Королеву благодарность «за решительные действия по спасению планеров во время бури».
Однако на душе у Королева было неспокойно. Перед отбоем он подошел к Сенькову:

— Товарищ Сеньков, вы на меня не сердитесь,
— За что, голубчик?
— Да вот «КиК»…
— Очень правильно действовали! — неожиданно одобрил Сеньков, — И я бы на вашем месте так же распорядился бы — сначала нужно спасать лучшие планеры. А «КиК», что ж… — развел руками Сеньков, — У каждого бывают творческие неудачи. Надеюсь, следующий планер будет лучше.»

У Королева отлегло от сердца.»

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
В.В.Гончаренко. Были крылатой горы.