Планер «Макака».

Разработчик: Анощенко.
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.

В марте 1923 года в СССР было создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), и уже в августе того же года кружок А.Яковлева стал ячейкой «юных друзей воздушного флота», первой в Москве школьной организацией ОДВФ. В нее вошло около 60 учащихся.

Массовое общественное оборонно-патриотическое общество ОДВФ активно содействовало развитию авиации. Оно и его преемники сыграли большую роль в жизни одного из советских авиаконструкторов — А.С.Яковлева.

Яковлев и четверо его школьных друзей стали наиболее активными сотрудниками ОДВФ. Они посещали доклады и распространяли литературу по авиации, собирали пожертвования на воздушный флот, помогали устроителям павильона ОДВФ на Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке, которая открылась 19 августа 1923 года там, где потом создали Центральный парк, и продолжалась два месяца. Посетителей выставки катал с Москвы-реки шестиместный гидросамолет Junkers F-13, принадлежавший первой советской авиакомпании «Добролет».

В школьной ячейке ОДВФ энтузиасты построили модели самолетов и дирижабля. Они серьезно стали изучать авиацию и провели четыре доклада на авиационные темы, осенью 1923 года посетили Центральный аэродром и познакомились с летавшими там различными самолетами.

В июле 1923 года известный летчик и конструктор планеров Константин Константинович Арцеулов, руководитель планерного кружка «Парящий полет», предложил ОДВФ провести планерные соревнования. Инициатива была одобрена и Арцеулов стал председателем оргкомитета I Всесоюзных планерных испытаний, которые должны были состояться в ноябре того же года в Крыму, между Феодосией и Коктебелем, вблизи деревни Султановка.

Не прекращая после окончания школы активную общественную работу в ОДВФ, о чем рассказано выше, Яковлев предложил свои услуги Арцеулову, и был направлен помощником к Николаю Дмитриевичу Анощенко, известному воздухоплавателю и планеристу, для постройки его планера «МАКАКА». Это произошло примерно в начале октября.

Поскольку ОДВФ официально известил о соревнованиях лишь в середине сентября, то до отъезда в Крым оставалось очень мало времени и работа велась в страшной спешке.

Первое время Анощенко сам много работал над планером, а когда убедился, что помощник все делает добросовестно, стал заходить лишь по вечерам, поскольку как член оргкомитета он был очень занят подготовкой к соревнованиям. Некоторые планеры остались незаконченными, в том числе и «МАКАКА».

Для завершения постройки, Яковлева, учитывая его активную работу, направили в Крым. Эшелон с планерами вышел из Москвы 21 октября и прибыл в Феодосию 27 октября. Соревнования проводились с 1 по 18 ноября.

Планер Анощенко представлял собой простейший одностоечный балансирный планер-биплан с хвостовой фермой и весил всего 30 кг. Он единственный из девяти планеров-участников слета имел устаревшую балансирную конструкцию. Этот планер напоминал конструкции, которые в конце позапрошлого века строил известный немецкий планерист и ученый Отто Лилиенталь. Летчик должен был нести планер на своих собственных плечах, а ноги выполняли роль шасси при разбеге и приземлении. Планер был перетяжелен и плохо сцентрирован — перевешивал на хвост.

Анощенко сам испытывал свой аппарат, а Яковлев придерживал хвост планера во время разбега.

9 ноября удалось выполнить четыре пробных подлета на буксире — всего 13 секунд в воздухе.

В четвертом подлете, длившемся 6 секунд, планер поднялся на несколько метра с опущенным хвостом, в результате чего потерял подъемную силу, стал проваливаться и ветром под крылья был перевернут. Пилот получил легкие ушибы, в планере же были поломаны верхнее крыло и лонжерон хвостовой фермы, восстанавливать его не стали.

Элеонора Александровна Анощенко — внучка пилота Николая Дмитриевича Анощенко — раскрыла загадоку, связанную с необычным названием планера — «МАКАКА». Разгадка оказалась весьма интересной: в то время отцу Элеоноры — Анощенко Александру Николаевичу — был всего один год и по существовавшей тогда традиции давать детям домашние прозвища, его называли «Макакой». А уже в честь сына Николай Дмитриевич назвал свой планер.

ЛТХ:

Модификация: «МАКАКА»
Размах крыла, м: 6,00
Длина, м: 5,50
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 17,00
Масса, кг
-пустого: 30
-полетная: —
Экипаж, чел: 1.

Тренировочный планер Макака.Узун-Сырт гора Клементьева.

 

Тренировочный планер «Макака». Узун-Сырт, 1923 г.

Взлёт планера МАКАКА.

Попытка взлета на планере «Макака».

Осмотр обломков планера МАКАКА после аварии.

Осмотр обломков планера «Макака» после аварии.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
А.С.Яковлев. Рассказы авиаконструктора.
Сайт «Уголок неба». 2009 страница: «Анощенко, Яковлев «Макака».
Архив Авико Пресс.