Планер АВФ-3 «Мастяжарт».

Разработчик: Ильюшин
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.

Свою работу над планерами С.В.Ильюшин начал с учебного планера. По его мнению, учебный планер должен был удовлетворять ряду условий, которые Ильюшин определил следующим образом: «Первое требование — это возможно минимальная скорость… В авиации полет от начального до конечного момента характеризуется так: «подъем — труден, полет — приятен, спуск — опасен». Чем определяют трудность подъема и опасность посадки — несомненно, скоростью… Однако, чем меньше скорость, тем слабее устойчивость и управляемость. Это противоречие можно смягчить конструктивными приемами, увеличением площади органов управления до предела.

Второе требование заключается в простоте сборки и регулировки. От постройки сложных конструкций необходимо отказаться, так как они в учебном отношении ничего особенного не дадут, да и кружкам будет не под силу.

Третье требование — это необходимость приспособления к тем материальным возможностям, какие имеются у кружков. Сложная и дорогая конструкция выходит за пределы этих возможностей и для рабочих кружков неосуществима.»

Исходя из этих требований, Ильюшин и проектировал свой первый планер, конструкция которого из дерева и полотна с минимальным количеством металлических деталей была предельно простой. Крыло имело небольшое относительное удлинение, равное 5, что, как тогда считалось, было достаточным для учебного планера при выполнении небольших планирующих подлетов, характерных при обучении начинающих планеристов. Под крылом на фюзеляжной ферме располагалось открытое сиденье пилота. Ради простоты конструкции ручка управления рулем высоты и элеронами первоначально имела необычное расположение — она выходила сверху из выреза в крыле, и ее конец находился на уровне груди пилота. Проект планера С.В.Ильюшина был рассмотрен на Техническом бюро планерной секции академии и рекомендован к постройке. Ему было присвоено обозначение АВФ-3 (Академия Воздушного Флота-3).

Постройку планера начали в 1923 году, она проводилась на общественных началах, в кружке при Мастерских тяжелой артиллерии в Лефортово. Распространенный в то время обычай сокращать название организаций определил и другое, малопонятное для непосвященных, название планера — «Мастяжарт».

По схеме этот планер представлял собой моноплан с растяжками и плоской фермой вместо фюзеляжа, нижний лонжерон которой был сильно изогнут. Крылья и стабилизатор крепились сверху к кабанчикам, а снизу к основной ферме. Сиденье пилота было открытым и располагалось на ферме. Под сидением к ферме было прикреплено двухколесное шасси с узкой базой. Управление элеронами и рулем высоты осуществлялось верхней (впоследствии замененной на нижнюю) ручкой, а управление рулем направления — двуплечими педалями.

Одновременно с АВФ-3 в кружке строился и его балансирный вариант. По типу этот планер напоминал тот, который в конце прошлого века строил известный немецкий пионер авиации Отто Лилиенталь. Летчик должен был нести этот планер на себе, разбегаться с ним и, балансируя своим телом, парить в воздухе. Такой тип управления планером в воздухе возродился несколько десятилетий спустя — при создании первых дельтапланов. По схеме оба эти планера С.В.Ильюшина были одинаковы, имели одно и то же название «Мастяжарт», но у балансирного планера была несколько больше площадь и отсутствовали рули.

Испытания планеров, построенных слушателями Академии Воздушного Флота и членами кружка «Парящий полет», по предложению летчика К.К.Арцеулова решили провести в Крыму, в Коктебеле близ Феодосии, где на одном из склонов горы Узун-Сырт К.К.Арцеуловым были обнаружены сильные восходящие потоки. В структуре ОДВФ создали Оргкомитет по проведению этих испытаний, которые получили официальное наименование «Первые Всесоюзные планерные испытания».

27 октября 1923 года в Феодосию прибыл эшелон с десятью планерами, среди которых были два планера С.В.Ильюшина — АВФ-3 «Мастяжарт» и балансирный планер «Мастяжарт». На подводах планеры доставили на гору Узун-Сырт. В дороге не обошлось без происшествий — на крутом горном повороте опрокинулась подвода с балансирным «Мастяжартом». Будучи легким и хрупким, этот планер был сильно поврежден и не подлежал восстановлению. Остальные планеры быстро собрали и через два дня их подготовили к испытаниям.

Такие масштабные испытания планеров производились в нашей стране впервые и были приняты меры, чтобы сделать их максимально безопасными. Создали Технический комитет (Техком) под председательством профессора В.П.Ветчинкина. Члены Техкома тщательно проверили конструкторские расчеты, осмотрели все прибывшие планеры и даже провели испытания планеров на прочность. Сохранилась фотография таких испытаний планера «Мастяжарт». Аппарат приподнимали над землей за крылья, а на место пилота садились два самых тяжелых испытателя. Если при этом у планера ничего не трещало и не ломалось, отсутствовали остаточные деформации, считалось, что он успешно прошел испытания на прочность, и его допускали к полетам.

Первый полет «Мастяжарта» под управлением красвоенлета («красного военного летчика») В.Ф.Денисова состоялся утром 10 ноября. Стартовая команда, поддерживая планер за подкрыльные дуги, побежала под уклон пологого склона горы, и при почти полном безветрии планер легко оторвался от земли. Однако полет был недолгим, машина задрала нос, скользнула на крыло и упала. Авария произошла из-за слишком задней центровки и недостаточной продольной устойчивости планера. Неудобной для пилота оказалась и ручка управления, мешавшая обзору.

Повреждения оказались не слишком большие, но при ремонте С.В.Ильюшин ввел в конструкцию планера значительные изменения: сместил сидение пилота вперед, переставил в привычное для летчика положение ручку управления, под нижним лонжероном фермы фюзеляжа установил двухколесное шасси. Новый подлет показал, что продольная устойчивость планера опять недостаточна — центровку следовало сделать еще более передней. Однако двигать сидение летчика вперед уже было некуда. Проблему решили просто — на фюзеляжной ферме перед сидением летчика укрепили кувалду весом 5,5 кг с длинной ручкой, с помощью которой и добились необходимой центровки. По оценке современников планер «Мастяжарт» отличался превосходной летучестью, но переделки, каждая из которых требовала регулировки и проверки центровки в полете, не позволили испытать его в полете с вершины горы и пришлось ограничиться пробными взлетами с небольших возвышенностей.

Первые Всесоюзные планерные испытания много дали С.В.Ильюшину как конструктору. Они позволили не только соединить теорию проектирования с практикой, получить опыт исправления недостатков конструкции, но и познакомиться с особенностями конструкции других планеров, сделать для себя определенные выводы на будущее.

17 февраля 1924 года в ОДВФ состоялось чествование участников первых Всесоюзных планерных состязаний. Под звуки оркестра и аплодисменты присутствующих летчикам-планеристам и конструкторам планеров вручались призы. Приз, портфель с инкрустациями, был вручен и С.В.Ильюшину. Но самым ценным для него был приз на право постройки планеров (был тогда и такой приз).

Осенью 1923 года в жизни слушателей Академии Воздушного Флота произошло знаменательное событие. Впервые они стали заниматься в просторных, полных света помещениях исторического Петровского подъездного дворца, построенного в 1775-1779 годах замечательным русским зодчим М.Ф.Казаковым. Ранее этот дворец принадлежал царской семье и в нем, перед торжественным въездом в Москву, останавливались русские цари, прибывая в старую столицу на коронацию. После Октября этот дворец, расположенный рядом с центральным въездом на Ходынский аэродром, был национализирован. 27 августа 1923 года в соответствии с Приказом Революционного Военного совета (Реввоенсовета) Республики его передали Академии Воздушного Флота и стали называть «Дворцом Красной авиации».

После завершения планерных испытаний для Ильюшина начались напряженные учебные будни в академии — лекции, лабораторные и практические занятия, выполнение учебных проектов. Свободное время — вечера и выходные дни он посвящал общественной работе в ОДВФ. В небольшой комнатке здания на Кузнецком мосту, где тогда помещался Центральный совет ОДВФ, он участвовал в работе технического комитета по рассмотрению проектов планеров, консультировал начинающих конструкторов, оказывая им посильную помощь. Современники, работавшие с Ильюшиным в то время, отмечали его скромность, доброжелательное отношение к людям, стремление выслушать и понять собеседника, продуманность его советов при рассмотрении проектов планеров молодых конструкторов. Среди тех, кого поддержал С.В.Ильюшин в те далекие годы, был и школьник А.С.Яковлев — будущий выдающийся советский авиационный конструктор. В марте 1924 года Сергей Владимирович не только помог юноше поступить в учебные мастерские Академии Воздушного Флота, он поддержал и его стремление самостоятельно построить планер, всячески помогал ему в выполнении чертежей и расчетов планера АВФ-10.

ЛТХ:

Модификация: АВФ-3
Размах крыла, м: 9,10
Длина, м: 5,00
Относительное удлинение: 5,00
Высота, м: 2,45
Площадь крыла, м2: 16,60
Масса, кг
-пустого: 32
-полетная: —
Макс. аэродинамическое качество: —
Экипаж, чел: 1.

Взлет планера АВФ-3 «Мастяжарт».

Планер АВФ-3 «Мастяжарт».

Планер АВФ-3 «Мастяжарт».

mastyazhart-shema

АВФ-3 «Мастяжарт». Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин АВФ-3 Мастяжарт».
Героико-патриотический форум России. Общество друзей воздушного флота СССР: 1923-1925 гг.