Десантный планер БДП.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.0.БДП-1

Отправной точкой в истории советских многоместных десантных планёров следует считать 23 января 1940 года — именно тогда в Наркомате авиапромышленности было создано Управление по производству десантно-транспортных планёров. Осенью того же года на специальном совещании, на котором присутствовал Сталин, принимается решение провести конкурс для выявления наиболее удачных образцов таких летательных аппаратов с целью их последующего запуска в массовое серийное производство. В результате были созданы планёры О.К.Антонова, В.К.Грибовского, П.В.Цыбина, Н.К.Курбалы. Наиболее удачные — А-7 и Г-11 — строились серийно и с успехом использовались во время Великой Отечественной войны.

Николай Поликарпов в проектировании безмоторных летательных аппаратов участия не принимал, его предложение относится к первым числам июня 1941 года, причём это предложение, судя по всему, стало неожиданностью для многих. На протяжении многих лет после этих событий работники авиапромышленности задавались вопросом: зачем нужно было маститому конструктору залезать в чужой огород и заниматься разработкой конструкции заведомо непрестижной, вникать в тематику, находящуюся, как бы, на задворках магистрального развития авиации? Ведь для производства планёров предполагались даже не авиационные заводы, а второстепенные производства, деревообделочные и мебельные фабрики. Причиной столь неожиданного увлечения следует, наверное, считать то, что Поликарпов имел свой взгляд на проблему и задумал нечто новое и оригинальное.

В отличие от других конструкторов он предлагал планёр не для перевозки груза или десанта в условиях тыла (все равно какого — своего или вражеского), а как средство нападения. Сопоставляя события по времени, можно предположить, что на направленность мысли конструктора повлияли события последних чисел мая 1941 года. В эти дни немцы предприняли захват острова Крит, обороняемого британскими войсками. Атака на остров была осуществлена с воздуха, участвовали в ней и десантные планёры. Хотя цель была достигнута, потери оказались велики. Анализируя эту операцию с точки зрения участия в ней авиации, Поликарпов приходит к выводу, что нападающей стороне можно избежать высоких потерь, если применить специальные хорошо вооруженные и защищенные броней посадочные средства. В соответствии с этой идеей он проектирует особый планёр.

Десантники, находящиеся в нем, еще на этапе планирования могут вести огонь по наземному противнику из личного оружия. Достаточную защиту в воздухе обеспечивали съемные бронеплиты, которые после приземления на открытой местности использовались как щиты.

Разработка планёра, получившего обозначение «Боевой десантный планёр» (БДП), ведется Поликарповым и сотрудниками его КБ в течение июня 1941 года.

Эскизный проект был закончен за несколько дней до рокового 22-го числа. По схеме это был высокоплан с размахом крыла 20 м и гладким веретенообразным фюзеляжем. Конструкция — цельнодеревянная, максимально дешевая и простая в производстве. Размерность планёра, способного перевозить 16 бойцов с вооружением, выбиралась из условия буксировки его бомбардировщиками СБ и ДБ-3. Причем предполагалось, что стрелковое вооружение десанта можно будет использовать и для отражения атак воздушного поезда вражескими истребителями.

Проект БДП был одобрен руководством авиапромышленности и принят к реализации на авиазаводе № 51. Уже в конце лета 1941 года планёр был построен и подготовлен к проведению летных испытаний. Полеты первого опытного БДП начались в сентябре и проходили на аэродроме Летно-испытательного института под Москвой. В качестве буксировщика использовался бомбардировщик СБ с двигателями М-103. Летал опытный летчик-испытатель В.П.Федоров. Всего удалось выполнить четырнадцать полетов. 14 октября испытания были прекращены в связи с резко обострившейся обстановкой на подступах к Москве и начавшейся эвакуацией.

По результатам испытаний, признанных незавершенными, отмечалось, что БДП устойчив в полете по всем осям, допускает полет с брошенной ручкой, эффективность рулей достаточная как в полете, так и на посадке: «… в технике пилотирования очень прост и приятен, не требует от летчика высокой квалификации. Доступен летчику, прошедшему тренировку на учебных планёрах.»

Одновременно отмечалась недостаточная прочность конструкции некоторых узлов крыла и фюзеляжа. Поэтому во время испытаний полетный вес БДП был ограничен до 2200 кг, скорость — до 220 км/ч (рассчитывался на 3200 кг и 320 км/ч соответственно). Пилот отмечал, что криволинейное переднее остекление дает сильное искажение, и рекомендовал установить обычный фонарь с граненым козырьком. При открытии посадочных щитков наблюдалось появление тряски (бафтинга) хвостового оперения.

При внесении изменений и усилений конструкции БДП предлагалось запустить в массовое производство. Сложностей при этом не предвиделось и считалось, что выпуск планёра доступен для небольших деревообделочных заводов. Хотя специалистами ЦАГИ было замечено, что стоимость его как массового планёра несколько высока.

Второй опытный планёр, получивший обозначение БДП-2, был достроен в Новосибирске, куда был эвакуирован авиазавод № 51 и КБ Поликарпова.

Планёр поступил для летных испытаний в филиал ЛИИ 6 февраля 1942 года. Летал И.И.Шелест. Конструкция БДП-2 была усилена по сравнению с первым экземпляром, соответственно несколько возрос вес. Изменился и внешний облик. Фонарь пилота был теперь выполнен со ступенчатым козырьком, некоторые элементы были упрощены, в частности, задняя кромка рулей поворота и высоты была выполнена из стальной проволоки, как это делалось на заре авиастроения.

Испытания БДП-2 проводились на лыжах и длились до 14 марта 1942 года. В этот период проводились мероприятия по уменьшению бафтинга хвостового оперения. В некоторой степени эту проблему удалось решить, прорезав в щитках ряд отверстий, которые уменьшали возмущенность потока. В Заключении по результатам испытаний в очередной раз отмечалась простота пилотирования БДП-2, большая полезная нагрузка, достаточная маневренность и устойчивость относительно всех осей при большом диапазоне центровок (27 — 41 %). Планёр рекомендовался к запуску в серийное производство.

Практически с началом летных испытаний приступили к поискам производства для серийного выпуска БДП. После осмотра ряда мелких предприятий в районе Новосибирска представители КБ Поликарпова остановили свой выбор на мастерских Сибирского военного округа. До недавнего времени мастерские являлись вспомогательным производством для авиазавода № 153 — выпускали лыжи для самолетов. Теперь здесь предполагалось развернуть серию БДП, общее количество которых в первом заказе определялось в 100 экземпляров. Стоимость одного планёра в серии оценивалась в 41125 рублей.

Пока шли согласования, определилось новое место для производства БДП — на заводе № 490 в Сталинграде. В течение лета 1942 года туда начали поступать из Новосибирска рабочие чертежи, плазы, шаблоны, приспособления. Изменившаяся не в пользу Красной Армии обстановка на фронте, выход немцев к Сталинграду, привели к тому, что производство планёров здесь было прекращено. К этому моменту под вопросом оказалась и целесообразность постройки БДП. Война явно принимала затяжной и изматывающий характер, специальные задачи, для которых этот планёр был создан, представлялись маловероятными. Тем более, что планёры А-7 Антонова и Г-11 Грибовского уже пробили себе дорогу в жизнь и строились серийно.

Далее история БДП развивалась следующим образом. В июле 1942 года второй опытный БДП-2 был передан для опытной эксплуатации как транспортное средство Управлению воздушной магистрали Москва — Иркутск. Был выполнен ряд полетов на буксире за самолетом СБ по маршруту Новосибирск — Омск — Свердловск и обратно. Вместе с БДП на трассе использовались несколько планёров А-7. Аэрофлотовцы, надо сказать, от проведенных испытаний были в восторге, планёры позволяли загружать крупногабаритные грузы, являясь, по сути, приложением к рейсовому ПС-40, несущему нагрузку. По результатам испытаний предполагалось построить несколько транспортных планёров для гражданских линий.

Удовлетворенный результатами, достигнутыми в ходе опытной эксплуатации, Поликарпов решил модернизировать свой планёр таким образом, чтобы он не зависел от самолета-буксировщика. Для решения этой задачи в передней кромке крыла были установлены два тщательно закапотированных двигателя М-11Ф. Мотопланёр (МП) имел запас топлива на семь часов полета, мог использоваться как небольшой транспортный самолет, перевозить двенадцать десантников с вооружением или соответствующее количество груза. При увеличении нагрузки взлет и доставка к цели осуществлялись на буксире. Положительное отличие от других планёров существовало и в этом случае. Дело в том, что в абсолютном большинстве случаев транспортные планёры назад не возвращались и после доставки груза уничтожались. Мотопланёр мог самостоятельно вернуться домой.

Государственные испытания МП велись летом 1943 года. С максимальной скоростью 172 км/ч мотопланёр имел дальность полета 700 км. Несмотря на положительные отзывы испытателей, в серии МП не строился. Связано это было, прежде всего, с тем, что Красная Армия вплотную приблизилась к партизанским районам, некоторые области уже были освобождены. Кроме того, уже серийно строились небольшие транспортные самолеты Ще-2 и Як-6, оснащенные двумя двигателями М-11.

К нереализованным проектам Н.Н.Поликарпова в области безмоторных летательных аппаратов относятся также большой десантный планёр ДП-30 (для перевозки тридцати человек) и бомбардировочный планёр БП. БП предлагался конструктором еще в 1941 году. К цели такие планёры должны были доставляться самолетами-бомбардировщиками, применение предполагалось ночью или в районах нашего господства в воздухе. Внутри бомбоотсека БП можно было подвесить до 2000 кг бомб, экипаж состоял из пилота, стрелка-бомбардира и воздушного стрелка. Оборонительное вооружение состояло из турели ТАТ с крупнокалиберным пулеметом УБТ и перекидного пулемета ШКАС.

Описание планёра БДП.

Конструкция планёра позволяет разместить внутри семнадцать бойцов-десантников, считая пилота. Фюзеляж цельнодеревянной конструкции. Пилот имеет сбрасываемый аварийно фонарь, каркас которого также выполнен из дерева. Нижняя часть кабины пилота остеклена для улучшения обзора.

Сиденья бойцов-десантников расположены вдоль бортов фюзеляжа и составляют одно целое с его конструкцией. Посередине имеется проход шириной 600 мм. Для посадки и высадки десанта имеются две двери шириной 900 и 950 мм, одна из которых находится в передней части фюзеляжа справа, другая — сзади слева. На первом опытном БДП две узкие двери имелись по правому борту и две — по левому. Впоследствии левая задняя дверь была увеличена. В нижней части фюзеляжа за отсеком десанта расположен дополнительный люк для покидания планёра в воздухе с парашютом. В районе передней и задней кромок крыла имеются специальные люки для обстрела верхней полусферы из пехотных пулеметов. При этом для обороны хвоста фрагмент фюзеляжа в верхней части приподнимается и становится обтекателем стрелка.

Крыло БДП — однолонжеронное, цельнодеревянное. Обшивка носка крыла и местные усиления выполнены из фанеры, остальные участки обшиты полотном.

Профиль крыла — NACA 230, для уменьшения посадочной скорости на участке между элеронами и фюзеляжем расположены щитки типа Шренк.

Хвостовое оперение свободнонесущее, деревянное, обшивка — фанера и полотно. Шасси выполнено в виде двух выклеенных из ясеня лыж, закрепленных на резиновых пластинчатых амортизаторах. Соединение лыж и фюзеляжа прикрыто обтекателем из авиаполотна. Для взлета БДП оборудовался сбрасываемой тележкой, состоявшей из четырех колес 400×150 мм.

Специального вооружения планёр не имел, однако был оборудован приспособлениями для установки семи пехотных пулеметов ДП. Два пулемета для обстрела верхней полусферы, один — в нижнем люке и по два пулемета на бортах фюзеляжа. Для пассивной защиты внутри планёра имеются двенадцать съемных бронещитов толщиной 5,5 мм размером 480×550 мм. У пилота кроме этого имеется разборная бронеспинка. Общий вес брони — 127 кг.

ЛТХ:

Модификация: БДП
Размах крыла, м: 20,00
Длина, м: 13,60
Высота, м:-
Площадь крыла, м2: 44,72
Масса, кг
-пустого: 1470
-нормальная полетная: 3408
Экипаж, чел: 1
Полезная загрузка: 17 десантников.

 

1.БДП-1 на испытаниях под Москвой, сентябрь 1941 г.

Десантный планер БДП-1 на испытаниях под Москвой. Сентябрь 1941 г.

Десантный планер БДП-1 на испытаниях под Москвой. Сентябрь 1941 г.

4.БДП-2 на испытаниях в Новосибирске, зима 1941-1942 гг.

БДП-2 на испытаниях в Новосибирске, зима 1941-1942 гг.

5.БДП-2 на испытаниях в Новосибирске, зима 1941-1942 гг.

БДП-2 на испытаниях в Новосибирске, зима 1941-1942 гг.

6.БДП-2 на испытаниях в Новосибирске, зима 1941-1942 гг.

БДП-2 на испытаниях в Новосибирске, зима 1941-1942 гг.

7.Мотопланер МП. 1943 г.

Мотопланер МП. 1943 г.

8.Мотопланер МП. 1943 г.

Мотопланер МП. 1943 г.

9.Мотопланер МП в полете. 1943 г.

Мотопланер МП в полете. 1943 г.

10.Кабина пилота БДП-2.

Кабина пилота БДП-2.

11.Грузовая кабина БДП-2.

Грузовая кабина БДП-2.

5.Пулеметы Дегтярева, в верхней, откидываемой части фюзеляжа.

Пулеметы Дегтярева, в верхней, откидываемой части фюзеляжа.

6.Десантники в отсеке БДП-2 на испытаниях. Зима 1941-1942 гг.

Десантники в отсеке БДП-2 на испытаниях. Зима 1941-1942 гг.

8.БДП. Рисунок.

БДП. Рисунок.

9.БДП-2. Рисунок.

БДП-2. Рисунок.

10.БДП. Схема.

БДП. Схема.

БДП. Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Журнал «Авиация» № 04 за 1999 г. Михаил Маслов. Боевой десантный планер Поликарпова «БДП».
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Поликарпов БДП».