Планер МАИ-56.
Разработчик: МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.
В 1956 году на кафедре конструкции и проектирования самолетов коллектив авторов в составе: Е.С.Войт, И.В.Качанова, А.А.Лебединский, В.А.Манучаров и А.И.Пьецух (ответственный исполнитель) совместно со студентами занялся проектированием опытного учебно-тренировочного планера-парителя МАИ-56. Ведущим инженером по производству был А.А.Лебединский. Все расчеты и рабочие чертежи выполнялись студентами. Аппарат строился по договору с ЦК ДОСААФ как модификация планера ПАИ-6. Однако руководитель работ А.И.Пьецух предложил совершенно новую конструкцию планера.
Двухместный планер МАИ-56 был изготовлен в УПМ МАИ. Схема — «свободнонесущий высокоплан». Фюзеляж — ферменный, сваренный из стальных тонкостенных труб и обтянутый полотном. Кабина пилотов закрывалась большим фонарем, откидывающимся вправо.
Легкосъемный носовой обтекатель снимался вместе с лобовой частью фонаря, обеспечивая удобство эксплуатации. Второй пилот размещался в центре тяжести планера. Для улучшения обзора из второй кабины передняя кромка крыла в местах стыковки его к фюзеляжу была выполнена из оргстекла.
Крыло и оперение — цельнодеревянные с применением стальных и дюралюминиевых узлов. На крыле установлены интерцепторы. Трапециевидное в плане однолонжеронное крыло имело небольшую обратную стреловидность. Носок крыла обшивался фанерой, работающей на кручение. Элероны щелевого типа имели весовую и аэродинамическую компенсацию. Обшивка стабилизатора и киля фанерная. Управление планера тросовое. Посадочное устройство состояло из неубирающегося колеса, передней лыжи и костыля рессорного типа.
Планер МАИ-56 предназначался для широкого применения в аэроклубах, обеспечивал возможность обучения спортсменов-планеристов с использованием самолета-буксировщика или же с применением автостарта (авто- и мотолебедок). Планер позволял проводить учебно-тренировочные полеты в потоках обтекания и в обычных восходящих потоках (в простых метеоусловиях).
Для удобства эксплуатации МАИ-56 был оборудован специальной тележкой для транспортировки за автомобилем и хранения вне ангара. МАИ-56 существенно превосходил однотипные учебные планеры «Пионер» производства ЧССР и его отечественную модификацию «Приморец», который впоследствии стал выпускаться серийно. (У чехословацкого планера максимальное аэродинамическое качество составляло 17,5, у МАИ-56 благодаря отсутствию подкосов и более чистым аэродинамическим формам — 21).
Летные испытания планера проходили 5-12 сентября 1958 года. Заводские испытания проводились на аэродроме Егорьевского аэроклуба ДОСААФ. Ведущий летчик-испытатель А.И.Пьецух.
Летчики облета и планеристы аэроклуба дали высокую оценку МАИ-56 и рекомендовали его к серийной постройке. Отчет об испытаниях был утвержден заведующим кафедрой генеральным конструктором А.С.Яковлевым.
Помимо буксировки планера самолетом Як-12, за время испытаний было совершено четыре полета с использованием для взлета мотолебедки и шесть полетов с использованием автолебедки.
Планер МАИ-56 прошел испытания успешно. Техника пилотирования его была проста и доступна для спортсменов-планеристов всех разрядов.
Многие студенты защитили дипломные проекты по темам, связанным с проектированием планера МАИ-56. Консультировали студентов по курсовым и дипломным проектам преподаватели Е.С.Войт, И.В.Качанова и А.А.Лебединский.
ЛТХ:
Модификация: МАИ-56
Размах крыла, м: 15,60
Длина, м: 7,61
Высота, м: —
Площадь крыла, м: 18,10
Масса, кг
-пустого: 237
-максимальная: 273
Максимальная скорость, км/ч: —
Макс. аэродинамическое качество: 21
Скорость, соответствующая МАК, км/ч: —
Экипаж, чел: 2.
Планер МАИ-56.
.
.
Список источников:
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «МАИ МАИ-56».