Планер Ш-17.

Разработчик: Шереметев
Страна: СССР
Первый полет: 1950 г.

Б.Н.Шереметев — старейший работник авиации, конструктор экспериментальных самолетов и многочисленных удачных опытных и серийных планеров. Еще в 1934-1935 гг. в УПМ МАИ был построен планер Шереметева Ш-5 — один из лучших учебных парителей тех лет.

В 1948 году по договорам с ДОСАВ научно-исследовательским отделом самолетостроительного факультета начато проектирование и строительство в УПМ МАИ ряда планеров Шереметева: Ш-17, Ш-18 и Ш-16.

Проектирование Ш-17 велось в 1948-1949 годах, а в 1950 году построен опытный планер для летных испытаний. Испытания прошли успешно и было принято решение о постройке нескольких его экземпляров в УПМ института. Двухместный планер Ш-17 предназначался для продолжительных парящих полетов в сложных метеоусловиях, для учебных буксировочных полетов, для выполнения фигур высшего пилотажа.

Планер выполнен по свободнонесущей схеме со средним расположением крыла. Крыло — обратной стреловидности с развитым центропланом. За счет обратной стреловидности крыла место второго пилота переместилось в центр тяжести планера, чем обеспечивалась возможность полета в одноместном варианте (в передней кабине) без изменения центровки и, кроме того, имелась возможность сократить длину носовой части фюзеляжа.

Продувки модели в аэродинамической трубе показали, что на больших углах атаки у крыла с развитым центропланом срыв потока наступает в центральной части крыла. При этом консоли еще сохраняют подъемную силу, а элероны — эффективность управления.

В создании Ш-17 (а также более поздних планеров) принимали участие несколько кафедр самолетостроительного факультета. Были выполнены аэродинамические исследования, испытания на прочность и все требуемые расчеты, которые в виде отчетов вошли в комплект технической документации. Один экземпляр технической документации вместе с чертежами хранился в технической библиотеке института.

К работе над планером привлекались студенты. Под руководством преподавателей они выполняли проектно-конструкторские задания и расчеты. Такая практика сложилась и при работе над всеми последующими планерами, создаваемыми в МАИ.

Планер Ш-17 имел цельнодеревянную конструкцию с применением стальных и дюралюминиевых деталей в системе управления, узлах стыковки крыла, рулей и посадочного устройства. Кабина пилотов имела большой единый фонарь, выступающий за контур обводов фюзеляжа, немного приподнятое второе место пилота (для улучшения обзора).

Крыло снабжено интерцепторами и щелевыми элеронами, обшито по передней кромке фанерой, а в хвостовой части до задней кромки — полотном. Шасси состояло из посадочной лыжи и колеса. Деревянная окантованная стальным листом лыжа имела шнуровую резиновую амортизацию, расположенную внутри фюзеляжа под полом второй кабины. Костыль был заменен предохранительной опорой, т.к. хвост планера не касался земли на взлете и посадке. Зимой вместо колеса и короткой посадочной лыжи устанавливалась специальная удлиненная лыжа.

Планер имел электрооборудование для ночных полетов. Аккумулятор размещался в носовой части фюзеляжа. В носовом обтекателе кабины была установлена посадочная фара, на концах крыла и в хвостовой части фюзеляжа аэронавигационные огни. Лампочки для освещения имелись в кабине и на приборной доске, приборы снабжались электрообогревом.

Взлетная масса планера с двумя пилотами 468 кг, масса конструкции 288 кг. Нагрузка на несущую площадь в двухместном варианте 28,5 кг/кв.м и 23 кг/кв.м — в одноместном. Максимальное аэродинамическое качество планера — 21.

В 1950 году планер удачно прошел испытания и был рекомендован в серийное производство.

В течение нескольких лет Ш-17 успешно эксплуатировался в аэроклубах. В 1951 году на XVII Всесоюзных соревнованиях по планерному спорту Ш-17 продемонстрировал отличные летные качества и был признан одним из лучших планеров.

ЛТХ:

Модификация: Ш-17
Размах крыла, м: 14,00
Длина, м: 7,31
Высота, м:-
Площадь крыла, м: 16,40
Масса, кг
-пустого: 288
-максимальная: 470
Максимальная скорость, км/ч:-
Макс. аэродинамическое качество: 21
Скорость, соответствующая МАК, км/ч:-
Экипаж, чел: 1-2.

Ïëàíåð Ø-17

Планер Ш-17 (одноместный).

2.Ш-17 двухместный

Планер Ш-17 (двухместный).

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Шереметев Ш-17».
www.aeroclub.msk.ru