Лёгкий штурмовик Р-5Ш.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.0.р-5ш

Особый класс самолетов-штурмовиков, предназначенных для атак наземных целей с предельно малых высот, с давних пор привлекал внимание авиаторов. Он получил свое конструктивное выражение в различных типах и проектах, начиная с 1912 года.

После гражданской войны специальным приказом Наркомвоенмора в составе тогда немногочисленных советских ВВС организовали специальную эскадрилью «боевиков» (прообраз будущих штурмовых частей). В 1926 году их число довели до 5. Новые подразделения вооружили обычными разведчиками Р-1, только часть из них (несколько десятков) были адаптированными для штурмовых действий (вооружив в 1926 году 2 или 4 пулеметами на нижнем крыле).

В 1929 году поднялся в воздух новый разведчик-бомбардировщик конструкции Поликарпова Р-5, часть из них начали поступать в состав штурмовых подразделений и первоначально не чем не отличались от обычных разведчиков.

Первый штурмовой вариант этого биплана появился в результате инициативы командира 252-й авиабригады А.А.Туржанского и бригадного инженера Павлова. В 1931 году они сняли с серийного Р-5 подфюзеляжные балки бомбодержателей и установили на нижнем крыле четыре пулемета ПВ-1 (по два рядом на каждом крыле), закрытых обтекателями патроны размещались тут же, в крыльях. Остальное стрелковое вооружение (синхронный пулемет ПВ-1 и спарка пулеметов ДА-2 на турели ТУР-5) осталось прежним. Кроме того планировали подвешивать легкие бомбы в подфюзеляжном обтекаемом контейнере, правда в частях его практически не применяли. Иногда количество бомбодержателей увеличивали до 40. Других существенных отличий от серийного разведчика Р-5Ш (он же Р-5Шт) не имел.

Штурмовой вариант предназначался для ударов с малых высот («бреющий полет») по неукрытой живой силе, коннице, транспортным колоннам. Самолет успешно испытали и объявили эталоном для переделок в других авиачастях, а затем и для серийного выпуска на заводе № 1. Р-5Ш составлял заметную долю всей серийной продукции Р-5. Их было выпущено около 500 (некоторые источники говорят о более 800 экземплярах). Кроме того часть обычных Р-5 переделали в штурмовики прямо в частях.

В 1934 году была выпущена совсем небольшая серия штурмовика Р-5ЛШ тот же Р-5Ш, но с восемью пулеметами ШКАС (по четыре пулемета в каждом крыле) для стрельбы вперед и одним оборонительным ШКАС на турели ТУР-8. Интересно, что на самолетах Р-5Ш проходило испытание и другое вооружение, например авиационных огнеметов (АОГ) конструкции ГСКБ-47 и подвижные пулеметные установки «Гром».

В 1933 году успели вооружить Р-5Ш по одной эскадрилье в 251, 252-й и 255-й бригадах. Массовое же перевооружение штурмовой авиации на эти машины произошло в следующем году. Каждая бригада состояла из двух-трех эскадрилий. Обычно в каждой один отряд должен был нести полную бомбовую нагрузку (до 40 бомб малого калибра) при снятии одной или двух пар пулеметов на крыльях, второй бомб не брал, но нес полный боекомплект для пулеметов, на самолеты третьего подвешивали ВАП-4, ограничивая запас патронов для крыльевых пулеметов. Тактика применения Р-5Ш предусматривала нанесение ударов с малых высот (15 до 50 м).

Осенью 1934 года 253-я штурмовая бригада на маневрах под Псковом в условиях низкой облачности успешно нанесла условный удар по пехоте, занявшей оборону у р. Великая и поставила дымовую завесу, под прикрытием которой реку форсировал механизированный корпус. В конце того же года две эскадрильи штурмовиков вошли в 250-ю бригаду на Дальнем Востоке. В январе 1935 года Р-5Ш получили 254-я и 257-я бригады в Сибирском военном округе. Летом в ходе учений они уже имитировали налет на аэродром в Омске.

Одним из основных видов оружия для штурмовиков считалось химическое. Предусматривалось применение ВАП против пехоты, кавалерии, артиллерии и обозов, в первую очередь на конной тяге.

Особенно уязвимыми считались два последние, там, где лошадей было много, а человек сравнительно мало. При неожиданной атаке они не успевали надеть на всех лошадей противогазы. У обозников не имелось и эффективных средств борьбы с низколетящими самолетами.

Один Р-5 нес 160 кг иприта или люизита. При высоте полета около 50 м он накрывал ядовитым дождем всю ширину дороги.

На поле боя предусматривалось нанесение ударов с малых высот в строю звена и отряда, со средних — эскадрильей. Штурмовая бригада могла за два вылета сбросить 9 т иприта или 7,2 т гранулированного фосфора. Бригады за один вылет могли перебить всех лошадей в польском пехотном корпусе.

Работа на малых высотах, безусловно, была небезопасна. Даже в условиях зенитного огня от пилота требовалась предельная сосредоточенность. В феврале 1937 года летчик Жданов так увлекся поливанием танковой колоны подкрашенной водой, изображавшей иприт, что «прозевал» телеграфный столб. Снес шасси и радиатор, а затем совершил вынужденную посадку у дороги. И Жданов и его летнаб никаких травм не получили. Жданову потом дали трое суток «губы» … а штурмовик отремонтировали.

Единственной страной, кроме СССР, которая имела на вооружении штурмовики Поликарпова, стала Монголия. Как указано в советской историографии летом 1938 года в конфликте у оз. Хасан — «Большой неожиданностью для японских агрессоров был стремительный удар, нанесенный молодыми военно-воздушными силами МНР. Самолеты-штурмовики Р-5Ш, которые вели монгольские летчики, обученные в советских авиационных училищах, нанесли врагу большие потери…» Всего к осени 1938 года в составе авиации МНР было 17 Р-5Ш в 1-ом штурмовом авиаполку.

Не все штурмовые подразделения, в который поступали Р-5Ш, имели однородный состав, так в 253-й бригаде помимо двух штурмовых эскадрилий был истребительный отряд с истребителями И-5.

Через год Р-5Ш пришлось снова поучаствовать в военных действиях во время летней войны, известной в истории как Халхин-Гол или Номонханский инцидент. Правда, в этом конфликте самолет часто применялся как связной, а роль штурмовиков исполняли в основном более совершенные Р-5ССС, но, тем не менее, самолет «прославился» тем, что стал первой потерей ВВС РККА, будучи сбитым японскими истребителями 21 мая. В этом конфликте использовались самолеты не только штурмовых эскадрилий, но 150-го бомбардировочного авиационного полка. Соединение дислоцировалось в Монголии в районе Баин-Тумена. В его составе было семнадцать легких штурмовиков (две эскадрильи) и 29 скоростных бомбардировщиков СБ (три эскадрильи).

В зимней войне с Финляндией порядком изношенные Р-5Ш как штурмовики практически не использовались, большинство авиаполков перевооружались на И-15 и И-153, а более или менее исправные самолеты передавались в состав общевойсковых эскадрилий. Некоторые из них дожили до Великой Отечественной войны и использовались на севере СССР в качестве легких бомбардировщиков и связных, правда, для увеличения грузоподъемности крыльевые пулеметы снимали.

Штурмовая авиация занимала важное место в структуре ВВС РККА в 1930-х годах.

На 1 января 1937 года в строю находились 446 самолетов Р-5Ш. Появившиеся позже штурмовики Р-5ССС вытеснили старую машину в западных округах, но на Дальнем Востоке и Сибири эти машины сохранились практически до 1940 года, всего около 82 машин.

ЛТХ:

Модификация: Р-5Ш
Размах крыла, м: 15,50
Длина, м: 10,56
Высота, м: 3,62
Площадь крыла, м2: 50,20
Масса, кг
-пустого самолета: 2005
-максимальная взлетная: 3410
Тип двигателя: 1 х ПД М-17Б
-мощность, л.с.: 1 х 680
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 202
-на высоте: 192
Крейсерская скорость, км/ч: 170
Практическая дальность, км: 800
Скороподъемность, м/мин: 150
Практический потолок, м: 4440
Экипаж: 2
Вооружение: 4 х 7,62-мм пулемета ПВ-1 на нижнем крыле, один синхронизированный ПВ-1, два 7,62-мм ДА на турели, до 500 кг бомб на внешней подвеске.

1.Легкий штурмовик Р-5Ш.

Легкий штурмовик Р-5Ш.

1а.Р-5Ш завода № 1. Февраль 1934 г.

Легкий штурмовик Р-5Ш выпуска завода № 1. Февраль 1934 г.

3.Р-5Ш вид спереди.

Легкий штурмовик Р-5Ш. Вид спереди.

2.Р-5Ш 60 авиабригады. 1938 г.

Легкие штурмовики Р-5Ш 60-й авиабригады с подвешенными приборами ВАП-4. 1938 г.

2а.Заправка выливных приборов ВАП-4 на штурмовиках Р-5Ш во время учений.

Заправка выливных приборов ВАП-4 на штурмовиках Р-5Ш 60-й авиабригады во время учений. 1938 г.

4.Р-5Ш на лыжах.Зима 1939г. финский фронт.

Легкий штурмовик Р-5Ш на лыжном шасси. Зима 1939г. Советско-финский фронт.

5.Р-5Ш штурмовик.

Легкий штурмовик Р-5Ш.

6.Р-5Ш после аварийной посадки

Р-5Ш после аварийной посадки.

7.Р-5Ш. Рисунок 1.

Р-5Ш. Рисунок 1.

9.Р-5Ш. Рисунок 2.

Р-5Ш. Рисунок 2.

10.Р-5Ш. Рисунок 3.

Р-5Ш. Рисунок 3.

11.Р-5Ш. Схема 1.

Р-5Ш. Схема 1.

12.Р-5Ш. Схема 2.

Р-5Ш. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Армада. Михаил Маслов. Самолеты Р-5 и Р-Z.
Вячеслав Чукмасов. Поликарпов Р-5Ш.