Фронтовой разведчик Як-9Р.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.
Як-9Р (разведчик) с двигателем ВК-105ПФ и винтом ВИШ-61П представлял собой модификацию серийных самолетов Як-9 или Як-9Д и отличался от них в основном наличием фотооборудования.
Фотоаппарат устанавливался на специальном кронштейне в днем отсеке фюзеляжа и предназначался для плановой аэрофотоемки. В нижней части фюзеляжа против объектива был сделан люк со шторкой, открываемый летчиком из кабины при помощи особого управления. Командный прибор устанавливался в кабине на правой откидной панели.
Як-9Р выпускался в вариантах ближнего и дальнего разведчиков, отличавшихся друг от друга фотооборудованием, вооружением и запасом горюче-смазочных материалов. Як-9Р в варианте ближнего разведчика выпускался на базе серийного Як-9. На нем был установлен аэрофотоаппарат АФА-ИМ. По полетной массе, запасу горючего, основным летно-тактическим характеристикам, а также по технике пилотирования, устойчивости и управляемости этот самолет не отличался от серийных двухбачных Як-9.
При полете с открытым люком фотоаппарата максимальная скорость практически не изменялась. Самолет предназначался для выполнения плановой аэрофотосъемки с высот от 300 до 3000 м. Качество фотоснимков (резкость) было удовлетворительным и соответствовало возможностям аэрофотоаппарата данного типа.
Як-9Р в варианте ближнего разведчика выпускался на заводах НКАП небольшими сериями или модифицировался (дорабатывался, переоборудовался) в частях силами ПАРМов (походных авиаремонтных мастерских) или ремонтных баз воздушных армий по чертежам, разработанным ОКБ, поэтому точное число таких самолетов неизвестно.
На основании приказа НКАП от 5 июня 1943 года, головной образец Як-9Р № 05-017 в варианте ближнего разведчика с АФА-ИМ был изготовлен 16 июня 1943 года на омском заводе № 166, собран на московском заводе № 301 в сентябре 1943 года и успешно прошел контрольные испытания в НИИ ВВС с 21 сентября по 10 октября 1943 года (летчик А.Г.Прошаков, инженер Г.А.Седов) . Разработанная ОКБ схема установки АФА-ИМ рекомендована как типовая при доработке находящихся в строевых частях боевых истребителей Як-9 в ближний разведчик Як-9Р.
Як-9Р в варианте дальнего разведчика строился в заводских условиях на базе Як-9Д и имел аэрофотоаппарат АФА-3С/50 (фокусное расстояние 50 см). Четыре бензобака с расходным баком общей вместимостью 480 кг обеспечивали дальность полета 1400 км. На части самолетов вооружение состояло из одной пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов, на других самолетах — осталось, как на Ях-9Д, т.е. имелся еще синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов. В первом варианте вооружения Як-9Р оборудовался радионолукомпасом РПК-10, авиагоризонтом АГП-2 и радиостанцией РСИ-4, что облегчало выход на свой аэродром при полете по большим ломаным маршрутам и обеспечивало более широкое использование самолета в плохих метеоусловиях. Установка АФА-3С/50 на Як-9Р приводила к смещению центровки назад на 0,3% САХ, что оказывало положительное влияние на управляемость самолета в воздухе и устойчивость на земле.
Як-9Р в варианте дальнего разведчика строился на омском заводе № 166. По состоянию на 13 августа 1943 года было выпущено 35 серийных Як-9Р. Их государственные или контрольные испытания не проводились. Войсковые испытания на боевое применение проходили в 48-м Гв. авиаполку дальних разведчиков Главного Командования КА (командир полка — гв. подполковник Садов) с 23 сентября по 12 октября 1943 года на Степном фронте с аэродромов Основа (Харьков) и Полтава.
За время этих испытаний на пяти Як-9Р было совершено 45 боевых вылетов на разведку с общим налетом 67 ч. 30 мин. Испытания показали, что самолет вполне пригоден для выполнения задач воздушной разведки,
При благоприятных метеусловиях боевые задания выполнялись высотах от 5000 до 8000 м, а при плохих — на высотах до 300 м. Резкость изображения снимков, снятых АФА-3С/50, позволяла легко дешифровать как военные, так и топографические объекты. По своим летно-боевым качествам Як-9Р позволял более успешно и с меньшим, по сравнению с Пе-2Р, риском выполнять задачи разведки в районах, насыщенных зенитной артиллерией и истребителями противника при таком же радиусе действия, как у Пе-2Р.
Однако, несмотря на ряд положительных сторон (скорость, маневренность, обороноспособность и др.), Як-9Р не мог заменить полностью Пе-2Р по следующим причинам: Як-9Р не обеспечивал достаточно хорошего обзора земли (для этого необходимо было давать крен), поэтому точность съемки маршрута или объекта у него была ниже; на Пе-2Р летчик, штурман и радист сообща больше видели, запоминали и записывали, чем один летчик на Як-9Р, которому надо было следить за воздухом, ориентироваться, отыскивать объект, управлять самолетом и фиксировать данные разведки.
Як-9Р хорошо дополнял Пе-2Р и применялся в районах, где выполнение задач на Пе-2Р было затруднительно из-за противодействия зенитной артиллерии и истребителей противника. Як-9Р войсковые испытания выдержал и был рекомендован для вооружения разведывательных частей ВВС для применения, главным образом, в районах с сильной ПВО.
ЛТХ:
Модификация: Як-9Р
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,50
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2287
-нормальная взлетная: 3082
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 520
-на высоте: 598
Практическая дальность, км: 1400
Скороподъемность, м/мин: 962
Практический потолок, м: 9600
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК с боеприпасом 120 патронов и 1 х 12,7-мм пулемет УБС с 200 патронами.
Самолет-разведчик Як-9Р.
Як-9Р постройки завода № 153.
Як-9Р постройки завода № 166.
Як-9Р. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Владимир Котельников. Ближние разведчики, корректировщики Второй Мировой войны 1939-1945.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Самолеты Мира. Вячеслав Кондратьев. Самый массовый истребитель.