Фронтовой самолет-разведчик Як-28Р.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1963 г.

В 1956 году теми же документами, что задавали постройку бомбардировщика с двигателями Р-11-300, предписывалось создание на его основе легкого высотного разведчика с предъявлением на контрольные летные испытания в III квартале 1958 года. В связи с запуском в серийное производство Як-27Р внимание военных к созданию нового скоростного разведывательного самолета несколько ослабло. Это позволило ОКБ Яковлева сосредоточиться прежде всего на проектировании бомбардировщика и несколько позднее заняться разработкой разведчика. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, уточняющее задание ОКБ Яковлева по разработке и постройке фронтового разведчика Як-28Р, вышло 27 ноября 1961 года. Самолет предназначался для замены Як-27Р и Ил-28Р.

ОКБ-115 закончило проектирование новой модификации в 1962 году, а постройку опытной машины — в 1963 году. Самолет строили на базе Як-28И, выполняя значительные конструктивные изменения. На машине применили новый фонарь кабины летчика — увеличенный по высоте и с клиновидным козырьком. Для улучшения обзора из кабины штурмана увеличили площадь остекления носовой части фюзеляжа, причем вместо обычного нижнего стекла установили специальное оптическое. Фонарь кабины стыковался с фюзеляжем по наклонному шпангоуту. Фюзеляж перекомпоновали. Емкость топливных баков увеличили на 550 л. Вместо бомбоотсека оборудовали три отсека для пяти сменных вариантов разведывательного оборудования. Первый включал комплект аэрофотоаппаратов АФА-54 в автоматических качающихся установках и АФА-42/20 для дневной съемки с малых высот. Второй — щелевые фотоаппараты АЩАФА-8 и АФА-42/20. Третий — установку ТАУ-М с АФА-41/10 для топографической съемки с больших и средних высот. Четвертый — аппарат НАФА-Я7 с импульсноосветительной установкой СОУ-2 для ночной аэрофотосъемки. Пятый — станцию «Ромб-4А» для общей радиотехнической разведки с дальностью действия 365 км при полете на высоте 10 км (на высоте 4 км — 250 км) и максимальным сектором обзора ±50°.

Опытный Як-28Р оснастили двигателями Р-11АФ2-300 и модифицированной под задачи разведчика РЛС «Инициатива-2P». Заводские испытания проводили летчик В.П.Смирнов, штурман Н.И.Самоходкин и ведущий инженер С.В.Фофанов. 7 марта 1963 года машину передали на совместные госиспытания, но начались они лишь 7 июля и закончились 22 августа (ведущий летчик-испытатель п/п-к В.М.Комов, ведущий штурман-испытатель п/п-к В.Т.Марфуненков).

Первые серийные машины сошли со стапелей Иркутского завода в январе 1966 года. Однако летные испытания головного самолета начались лишь 1 декабря и продлились до 30 октября 1967 года. В полетах на высотах от 3 до 14 км со скоростями 600-1550 км/ч были сняты аэрофильмы, проверена и положительно оценена работа аппаратуры во всех пяти вариантах оборудования. Повторные контрольные испытания головной серийной машины, проводившиеся в 1968 году, подтвердили характеристики разведчика. Первоначально устанавливаемую на серийных самолетах станцию «Инициатива-2P» в процессе производства заменили на «Инициатива-3», разработанную специально для этого варианта. Производство Як-28Р (изделия «28Р») продолжалось до 1970 года. Было выпущено 183 машины в различных вариантах. Самолет оказался наиболее удачным представителем этого семейства.

С начала апреля по 30 октября 1969 года проводились контрольные испытания доработанного серийного самолета Як-28Р № 8961302. Машина отличалась установкой воздушной системы управления конусами воздухозаборников и рядом других усовершенствований. Во время испытаний выполнили 65 полетов с общим налетом 79 часов.

На базе разведчика создали опытную модификацию Як-28РЛ, а также Як-28СР и Як-28ПП, строившиеся серийно. Як-28СР отличался от Як-28Р наличием станции активных помех СПС-141 (или СПС-143). С 15 августа по 30 сентября 1970 года проводились совместные госиспытания опытного самолета, построенного путем доработки серийного Як-28Р № 9961309. За это время на машине выполнили 51 полет с общим налетом 80 часов. С 5 июля по 23 августа 1971 года на аэродроме ГК НИИ ВВС в Ахтубинске этот же самолет проходил дополнительные специальные летные испытания с целью определения характеристик дальности и температурных условий в кабине пилота (ведущий летчик С.Н.Смирнов), т.к. помеховая станция при работе излучала значительное количество тепла. Дальность полета машины не отличалась от дальности прошедшего ранее контрольные испытания разведчика Як-28Р № 9961302. Количество выпущенных Як-28СР (изделие «28СР») было значительно меньшим, чем Як-28Р.

С 28 декабря 1966 года по 6 февраля 1967 года проводились заводские испытания самолета Як-28Р № 6960305, оснащенного телевизионной аппаратурой воздушной разведки ТАРК-1 (телевизионный авиационный разведывательный комплекс). Передающая часть комплекса размещалась на разведчике, а приемная — на командном пункте. Одновременно с передачей телевизионного изображения на командный пункт могла производиться фотосъемка на пленку шириной 190 мм. Станцию «Инициатива-2Р» сняли, а под текстолитовым обтекателем расположили передающую антенну аппаратуры ТАРК-1. 6 апреля самолет передали на войсковые испытания, проходившие с 1 сентября по 15 декабря 1967 года. В итоге комплекс приняли на вооружение и он устанавливался на некоторых разведчиках Як-28Р.

На некоторые Як-28Р ставилось специальное оборудование для ведения радиационной разведки. Эти самолеты обозначались как Як-28РР (изделие «28РР»). Заводские испытания проводили летчик А.Л.Колосов и штурман Н.М.Шиповский. Созданные в 1964 году для Як-28РР фильтрогондолы были впоследствии унифицированы и устанавливались на других типах разведчиков.

Модификации:
Як-28Р — серийный самолет-разведчик.
Як-28СР — серийный самолет-разведчик.
Як-28ПП — самолет РЭБ.
Як-28РЛ — опытный фронтовой разведчик.

ЛТХ:

Модификация: Як-28Р
Размах крыла, м: 11,78
Длина самолета, м: 22,30
Высота самолета, м: 4,30
Площадь крыла, м2: 35,25
Угол стреловидиости крыла, град: 55
-пустого самолета: —
-максимальная взлетная: 15500
-максимальная взлетная: 17430
Внутренние топливо, кг: 6750
Тип двигателя: 2 х ТРДФ Р-11АФ2-300
Тяга, кН: 2 х 60,80
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 1805
-у земли: 1100
Практическая дальность с ПТБ, км: 2680
Боевой радиус действия с ПТБ, км: 1190
Продолжительность полета, ч.мин: 2.55
Практический потолок, м: 15600
Экипаж, чел: 2.

1.Як-27Р № 0710 на контрольных испытаниях.

Як-27Р № 0710 на контрольных испытаниях.

2.Як-27Р на контрольных испытаниях, 1959 год

Як-27Р на контрольных испытаниях, 1959 год.

3.Як-27Р № 0407, с разведывательно-корректировочной аппаратурой Буревестник, 1961 г.

Як-27Р № 0407, с разведывательно-корректировочной аппаратурой «Буревестник», 1961 г.

4.Як-28Р на стоянке.

Самолет-разведчик Як-28Р на стоянке.

Самолет-разведчик Як-28Р на стоянке. Фото / Andrew Nikiforov.

5.Як-28Р. Окраска применялась в Афганистане.

Як-28Р. Окраска применялась в Афганистане.

6.Як-28Р борт № 54 и № 20 из состава 164-го ОГРАП, г. Бжег. Польша, 80-е годы.

Як-28Р борт № 54 и № 20 из состава 164-го ОГРАП, г. Бжег. Польша, 1980-е годы.

7.Як-28Р борт № 12 и № 24 из состава 931 ОРАП.

Як-28Р борт № 12 и № 24 из состава 931-го ОРАП.

8.Як-28Р на рулежке.

Як-28Р на рулежке.

9.Як-28Р 931 ОРАП после взлета.

Як-28Р 931-го ОРАП после взлета.

10.Як-28Р в полете.

Як-28Р в полете.

11.Як-28Р в полете. 3

Як-28Р в полете.

12.Як-28Р в полете. 2

Як-28Р в полете.

13.Як-28Р в полете. Вид снизу.

Як-28Р в полете.

14.Як-27Р в лаборатории средств спасения ОКБ-115

Як-27Р в лаборатории средств спасения ОКБ-115.

16.Як-28Р. Рисунок.

Як-28Р. Рисунок.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Крылья Родины. Ефим Гордон. Из семейства реактивных.
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева.
Авиация и Время. Ефим Гордон, Ростислав Мараев. Последние из большого семейства.
Авиапанорама. Александр Швыдкин. Як-28 : Символ эпохи.