Рекордный самолет «Сталь-МАИ».
Разработчик: МАИ, Грушин
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.
Идея создания этого самолета возникла в 1931 году, когда в ЦАГИ приняли решение о постройке самолета с рекордной дальностью полета. В августе 1931 года при Реввоенсовете СССР была организована комиссия по разработке рекордного самолета, а в декабре 1931 года принято правительственное решение о строительстве рекордного самолета РД (АНТ-25) по проекту А.Н.Туполева для полета на предельную дальность — 13000 км. Одновременно ставился вопрос о необходимости создания самолета с дальностью полета 5000 км. В конце 1931 года заведующий кафедрой конструкции и проектирования самолетов МАИ Д.П.Григорович организовал группу студентов для проектирования самолета такого типа. В эту группу вошли студенты П.Грушин, М.Пашинин, Л.Курбала, В.Федулов, А.Щекин и другие. Расчеты на прочность выполнял В.Д.Яровицкий. Производством самолета руководил зам. директора УПМ С.М.Беляйкин. Начальником самолетного цеха в УПМ МАИ был А.С.Орлов, инженером-технологом по сварке — Л.Пасечник. Самолет «Сталь-МАИ» строили А.Бахарев, В.Д.Новиков, А.Иванов и другие сотрудники МАИ.
Техническое руководство спустя некоторое время перешло к П.Д.Грушину. С 1933 года КБ самолетостроительного факультета получило официальное наименование ОКБ-1.
Компоновочная схема самолета «Сталь-МАИ» близка к РД (АНТ-25) — одномоторный низкоплан с трапециевидным крылом, коротким фюзеляжем и подкосным хвостовым оперением, тот же двигатель М-34Р водяного охлаждения мощностью 830 л.с. Этот двигатель экспонировался на выставке и потому отличался особой тщательностью отделки (полировка, окраска, хромированные гайки и головки винтов и т.д.), был оборудован редуктором и металлическим воздушным винтом изменяемого шага. Шасси из двух подкрыльевых стоек с пневматической амортизацией и хвостового колеса; основные стойки убирались в крыло. Механизм подъема и выпуска шасси имел ручной привод. Кабина самолета — двухместная, закрытая общим фонарем.
Размах крыла 18 м, площадь 40 кв.м, удлинение 8,1, профиль крыла 16%-ный. Длина самолета 11,3 м, расчетная скорость полета 320 км/ч, посадочная — около 100 км/ч. Конструкция — цельностальная, в основном из нержавеющей стали «энерж-6», с полотняной обшивкой рулей и элеронов. «Сталь-МАИ» был одним из первых в мире самолетов, построенных почти целиком из стали. Фюзеляж — полумонокок сварной с тонкой листовой обшивкой. Крыло — двухлонжеронное. Передний лонжерон расположен на максимальной толщине профиля — 28% хорды крыла и выполнен из листовых гнутых профилей; задний лонжерон сварен из стальных труб (ХМА).
Практически вся конструкция фюзеляжа, крыла и оперения сварена точечной и роликовой электросваркой из катаных листовых профилей. Обшивка крыла и фюзеляжа из тонкого листа (0,3-0,5 мм) -с частыми рифтами (шаг 80 мм); в некоторых местах обшивка усиливалась гофром с внутренней стороны. Нервюры сварные из замкнутых гнутых профилей.
Самолет построен в УПМ МАИ и выпущен на испытания летом 1934 года. Испытания проводились на Ходынском поле в сентябре того же года летчиками-испытателями И.Ф.Козловым и Ю.И.Пионтковским. 19 сентября Ю.И.Пионтковский совершил на нем первый полет. На пятом полете произошла авария из-за перегрева двигателя. Ю.И.Пионтковский и П.Д.Грушин смогли удачно приземлиться, но при посадке была деформирована подмоторная рама и узлы стыковки крыла. В процессе длительного ремонта самолета (в течение 1935 г.) окончательные доводки сделаны не были, и аппарат больше не летал.
ЛТХ:
Модификация: Сталь-МАИ
Размах крыла, м: 18,00
Длина самолета,м: 11,30
Высота самолета,м:-
Площадь крыла,м2: 40,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-максимальная взлетная: —
Тип двигателя: 1 х ПД М-34Р
-мощность, л.с.: 1 х 830
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 280
Продолжительность полета, ч: —
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.
Рекордный самолёт «Сталь-МАИ» на стоянке. 1934 г.
Самолет «Сталь-МАИ» на сборочном стапеле.
Около самолета «Сталь-МАИ», в мастерских, группа его создателей.
Сталь-МАИ. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Ю.В.Макарова. Летательные аппараты МАИ.
Вестник ПВО. Пётр Дмитриевич Грушин.