Самолет-заправщик Ил-78.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1983 г.

Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения:
— в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива;
— кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами;
— под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А «Сахалин», усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации «Встреча», позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.

Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса «тяжелый бомбардировщик» с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса «истребитель» — с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.

Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.

Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.

Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 — 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32000-35000 кг — на дальности 4000 км.

ЛТХ:

Модификация: Ил-78
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-пустого самолета: 40000
-максимальная взлетная: 190000
Внутренне топливо, л: 82000
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 117,68
Максимальная скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 800
Скорость при дозаправке, км/ч: 400-600
Практическая дальность, км: 7300
Дальность действия, км: 3650
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 6
Полезная нагрузка: максимальная нагрузка — 65000 кг топлива
Типовая нагрузка: крыльевые баки — 14800 кг топлива; фюзеляжные баки — 28000 кг топлива.

1.Самолет-заправщик Ил-78.

Самолет-заправщик Ил-78.

2.Самолет-заправщик Ил-78.

Самолет-заправщик Ил-78.

3.Ил-78 на посадке.

Самолет-заправщик Ил-78.

5.Ил-78, подготовка заправочного оборудования.

Ил-78, подготовка заправочного оборудования.

6.Самолет-заправщик Ил-78. Выпущены заправочные шланги подкрыльевых УПАЗов.

Самолет-заправщик Ил-78. Выпущены заправочные шланги подкрыльевых УПАЗов.

7.Ту-95 готовится к дозаправке от Ил-78.

Ту-95МС готовится к дозаправке от Ил-78.

8.Дозаправка двух Су-24М от танкера Ил-78.

Дозаправка двух Су-24М от самолета-заправщика Ил-78.

9.Ил-78 дозаправляет пару истребителей Су-27.

Ил-78 дозаправляет пару истребителей Су-27.

10.Ил-78 проводит дозаправку МиГ-31.

Ил-78 проводит дозаправку двух МиГ-31.

11а.Ил-78 производит дозаправку самолета ДРЛО ЭИ (А-50ЭИ) .

Ил-78 производит дозаправку самолета ДРЛО ЭИ (А-50ЭИ).

14.Агрегат УПАЗ.

Агрегат УПАЗ.

15.Подкрыльевой УПАЗ на Ил-78.

Подкрыльевой УПАЗ на Ил-78.

16.УПАЗ на фюзеляже Ил-78.

УПАЗ на фюзеляже Ил-78.

17.Заправочный конус УПАЗ

Заправочный конус УПАЗ.

18.Кабина экипажа Ил-78.

Кабина экипажа Ил-78.

19.Кормовая кабина оператора заправки на Ил-78.

Кормовая кабина оператора заправки на Ил-78.

20.Ил-78. Рисунок.

Ил-78. Рисунок.

21.Ил-78. Схема.

Ил-78. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. А.Шевельков. Воздушные танкеры: Самолеты-заправщики семейства Ил-78.
Авиация и Время. Петр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе.
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
В.Н.Шунков. Самолeты спецназначения.
Авиационный справочник на Avia.ru. Ил-78 Cамолет-заправщик.