Двухместный штурмовик Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»).

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.

Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») — модификация Ил-2 АМ-38Ф с тем же двигателем АМ-38Ф, но форсированным до 1720 л.с., с некоторыми аэродинамическими и конструктивными улучшениями.

5 ноября 1943 года С.В.Ильюшин обратился к А.И.Шахурину с письмом № 1/1162, в котором писал, что:
«В связи с добавлением на самолет Ил-2 второго человека с оружием и броней, а также вследствие добавления горючего, — центровка самолета продвинулась назад и в данный момент составляет 32,3%, Вследствие этого самолет стал в продольном отношении неустойчив. Для улучшения центровки самолета Ил-2 требуется подать концы консолей крыла назад, что возвращает центровку самолета до центровки одноместного самолета Ил-2, т.е. до 28,0%. Самолет Ил-2 завода № 18 с отведенными концами консолей крыла назад, с центровкой 28,0% прошел Государственные испытания в НИИ ВВС КА. Возвращение центровки к одноместному варианту значительно повысило продольную устойчивость, и самолет стал по-прежнему простым в управлении.
… Прошу Вашего распоряжения Директорам заводов №№ 1, 18 и 30 о переходе на выпуск серийных самолетов Ил-2 с отведенными концами консолей крыла назад». Улучшение продольной статической устойчивости штурмовика и упрощение в связи с этим пилотирования машины способствовало повышению боевых и эксплуатационных свойств Ил-2. Молодые летчики быстрее осваивали самолет и входили в строй. Прицеливаться, вводить поправки в прицеливание и удерживать линию визирования цели на ней во время стрельбы летчикам стало легче. Последнее увеличивало вероятность поражения цели в одной атаке.»

Кроме этого, установка металлического крыла повышало живучесть и улучшало ремонтно-эксплуатационные качества Ил-2. Дело в том, что пробоины в деревянных плоскостях от снарядов зенитных и авиационных пушек получались размерами свыше квадратного метра, при этом, как правило, происходило разрушение стрингеров и нервюр крыла. Ремонт таких повреждений крыла в полевых условиях, по сравнению с металлическим крылом, был затруднителен, а сроки ремонта — увеличенными.

Около двух месяцев со дня подачи письма Ильюшина ушло на «согласующие инстанции» и 19 января 1944 года приказом Наркома авиапромышленности А.И.Шахурина № 42 авиазаводы обязывались, в соответствии с Постановлением ГКО № 4976 от 18 января, к лету 1944 года полностью перейти на выпуск Ил-2 с металлическим крылом стрельчатой конструкции (угол стреловидности по передней кромке консолей 15°), завод № 18 — к 15 апреля, а 1-й и 30-й авиазаводы — к 15 мая.

Поскольку авиазаводы производили до этого штурмовики с деревянными крыльями, то серийное производство Ил-2 с металлическим крылом стрельчатой конструкции осваивалось заводчанами трудно — по состоянию на 01.04.1944 г. «…завод № 1 сдал по сборке 20 самолетов, завод № 18 — 4 самолета, завод № 30 — 22 самолета».
Возникла, как писал начальник ГУЗ ВВС КА генерал-лейтенант Н.П.Селезнев в письме на имя заместителя наркома авиапромышленности П.В.Дементьева № 872722 от 04.04.1944 г., реальная «угроза срыва сроков выполнения решения…» Требовалось срочно «принять меры по разворачиванию производства металлических крыльев стрельчатой конструкции».

Необходимые меры руководством НКАП были приняты, и к концу 1944 года заводами №№ 18, 1 и 30 было отправлено в части ВВС КА 7377 модифицированных штурмовиков Ил-2 с металлическими крыльями стрельчатой конструкции, при этом авиазавод № 1 выпускал Ил-2 и с деревянными крыльями.

ЛТХ:

Модификация: Ил-2 КСС
Размах крыла, м: 14,60
Длина, м: 11,60
Высота, м: 4,17
Площадь крыла, м2: 38,50
Масса, кг
-пустого самолета: 4360
-нормальная взлетная: 6160
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-38Ф
Мощность, л.с.
-номинальная: 1 х 1575
-взлетная: 1 х 1720
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 403
-на высоте: 414
Практическая дальность, км: 720
Скороподъемность, м/мин: 625
Практический потолок, м: 5500
Экипаж: 2
Бомбовая нагрузка: 400 кг бомб (в перегрузку 600 кг)
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК (по 210 снарядов на ствол), 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), 1 х 12,7-мм УБТ для стрельбы назад (150 патронов), 4 х РО-82.

1.Серийный Ил-2 КСС. 3

Серийный штурмовик Ил-2 КСС.

2.Ил-2 КСС из эскадрильи Чапаевцы на стоянках.

Штурмовики Ил-2 КСС из эскадрильи «Чапаевцы» на стоянках.

3.Ил-2 КСС в полете. 1943 г.

Ил-2 КСС в полете.

4.Штурмовики Ил-2 КСС в небе под Берлином. 1945 г.

Штурмовики Ил-2 КСС в небе над Берлином. 1945 г.

4а.Стрелок с пулеметом УБТ на Ил-2 КСС.

Стрелок с пулеметом УБТ на Ил-2 КСС.

5.Ил-2 КСС. Рисунок.

Ил-2 КСС. Рисунок.

6.Компановочная схема Ил-2М3 (КСС).

Компановочная схема Ил-2м3 (КСС).

Ил-2 КСС. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Ю.А.Егоров. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
«Война в воздухе» №№ 6-7. Ил-2, Ил-10. История создания и применения.
Авиация и Космонавтика. В.Перов, О.Растренин. Штурмовик Ил-2.
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии.
Крылья Родины. Евгений Черников. Ил-2 — гордость отечественной авиации.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин Ил-2 (двухместный)».