Легкий транспортный гидросамолет По-2ЛП.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.0.По-2ЛП

В первой половине ХХ-го века в мировом самолетостроении наблюдался устойчивый интерес к летательным аппаратам, способным осуществлять взлет и посадку с водной поверхности. Поплавковые гидросамолеты и летающие лодки имели широкую популярность и распространение, строились во всех возможных вариантах и назначениях. Причин данного явления имелось предостаточно: огромные водные пространства, недостаточная надежность авиационных двигателей, малая дальность полетов и слабая развитость аэродромной сети. Востребованность в небольших гидроаэропланах, способных базироваться на реках и озерах, зачастую удовлетворялась путем установки освоенных и надежных колесных машин на поплавки. Именно таким образом неоднократно поступали и с распространенным самолетом У-2.

Впервые такую работу провели на заводе № 25 в 1930 г. под руководством С.А.Кочеригина. Самолет, называемый У-2М, оборудовали одним центральным поплавком деревянной конструкции, водоизмещением 2 м3 и двумя небольшими поплавками боковой остойчивости. Испытания велись на Москве-реке весной 1931 г. Основным недостатком при этом признавалась сложность запуска двигателя — проворачивать воздушный винт, стоя на одном поплавке, оказалось невероятно неудобно. Кроме того, при 100-сильном двигателе поплавковый вариант обладал невысокой скороподъемностью и малым потолком. После появления самолета-амфибии Ш-2 потребность в небольших машинах для использования с воды в СССР считалась в основном удовлетворенной, поэтому доработку У-2 в гидроварианте временно прекратили.

Возобновились работы спустя девять лет, когда появись более мощные двигатели М-11Д, оборудованные воздушным самопуском. К этому времени в ЦАГИ были завершены обширные исследования многих вариантов поплавков для самолетов различного полетного веса, скорости и назначения и обобщены их результаты. В 1938 году в ЦАГИ издали «Атлас моделей гидросамолетов», который предлагался для использования конструкторами при проектировании перспективных летательных аппаратов.

Значащаяся в этом атласе в семействе F модель № 10, предлагаемая для двухпоплавковых гидросамолетов, имела плоскокилеватый поперечный профиль со скуловыми накладками и цилиндрической центральной вставкой. При описании этого варианта указывалось, что модель обладает высоким гидродинамическим качеством на малых скоростях движения по воде. Характерной ее особенностью являлось наличие малого буруна в носовой части и заметного брызгообразования из-под кормы, существующего почти до полного отрыва от воды.

В 1940 году указанные исследования ЦАГИ вполне успешно использовались при создании гидроварианта У-2. На авиазаводе № 23 в Ленинграде, используя теоретическое обоснование для модели № 10, разработали и построили деревянные поплавки, которые установили на трехместном У-2СП (СП-гидро). Испытания, проведенные при участии НИИ ГВФ, показали вполне удовлетворительные результаты нового гидросамолета.

Также в 1940 году еще один У-2 был оборудован двумя деревянными поплавками конструкции В.Б.Шаврова. Использовался опыт и технология поплавков, изготовленных для самолета АИР-6. На испытаниях этот гидросамолет, по свидетельству Шаврова, показал неплохие летные и мореходные качества: скорость 147 км/ч, потолок 3000 м, разбег 15 сек, пробег 15 сек.

В 1942 году деревянные поплавки с упрощенными обводами построил для У-2 инженер А.Я.Щербаков. Ферменная схема их крепления отличалась всего четырьмя вертикальными стойками и двумя поперечными трубами, скрепляющими поплавки. Необходимая жесткость пространственной фермы достигалась введением пяти пар лент-расчалок.

В 1945 году на авиарембазе № 402 в подмосковном Быково поплавками оборудовали пассажирский По-2ЛП (зав. № 327118) с двигателем М-11Д. Поплавки изготовили по чертежам авиазавода № 23 (выполненным еще в 1940 г.) в мастерских авиадивизии погранвойск НКВД СССР. Испытания этого По-2ЛП, проведенные в октябре 1945 года, показали, что с тремя пассажирами на борту и при максимальном взлетном весе 1300 кг взлет и посадка на поплавках вполне возможны. Самолет выходил на редан при скорости около 60 км/ч по прибору, при скорости 80-85 км/ч легко отрывался от воды. В горизонтальном полете, на виражах и разворотах летные качества поплавковой машины практически не отличались от поведения обычного По-2. На посадке гидросамолет был устойчив, тенденций к разворотам и рысканью не отмечалось. Указывалось, что взаимозамена сухопутного и поплавкового шасси проста и легко производится в течение четырех-шести часов силами нескольких авиамехаников.

Одновременно предлагалось оборудовать самолет самозапуском двигателя, устранить возможность попадания воды в карбюратор, в состав морского оборудования включить легкий якорь или кошку со швартовым кольцом.

В целом новый гидровариант По-2 показал себя вполне успешно, поэтому в дальнейшем предлагалось наладить выпуск таких поплавков, чтобы обеспечить возможность переоборудования легких самолетов, применяемых на Севере и в Сибири.

Неустановленное количество комплектов сдвоенных поплавков позднее было построено для оснащения По-2, используемых в бассейнах приграничных рек. В 1946 году один двухпоплавковый По-2 настолько успешно эксплуатировался в геологоразведке в Западной Сибири, что восторженные отзывы повлекли за собой заказ авиаремонтному заводу в Красноярске на изготовление 100 комплектов таких поплавков. О реализации этих планов сведения не обнаружены.

В заключение главы укажем, что В.Б.Шавров упоминает также о строительстве инженером С.А.Мостовым в 1946 году десяти экземпляров санитарных С-2 на дюралевых поплавках.

ЛТХ:

Модификация: По-2Л
Размах крыла, м: 11,40
Длина, м: 8,70
Высота, м: 3,10
Площадь крыла, м2: 33,15
Масса, кг
-пустого самолета: 780
-нормальная взлетная: 1250
Тип двигателя: 1 х ПД М-11К
-мощность, л.с.: 1 х 115
Максимальная скорость, км/ч: 140
Крейсерская скорость, км/ч: 115
Практическая дальность, км: 720
Скороподъемность, м/мин: 83
Практический потолок, м: 2400
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: два пассажира.

1.У-2СП на поплавках

Гидросамолет У-2СП на поплавках.

2.Гидросамолет По-2ЛП.

Гидросамолет По-2ЛП.

3.По-2ЛП. Вид спереди.

По-2ЛП. Вид спереди.

4.С-2 на дюралевых поплавках.

С-2 на дюралевых поплавках.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиация и Время. Юрий Гугля, Александр Котлобовский. Сага о небесном тихоходе.
РусАвиа. В.П.Иванов. Самолеты Н.Н.Поликарпова.
Авиация и Время. Юрий Гугля, Александр Котлобовский. Сага о небесном тихоходе.
Мир Авиации. Владимир Иванов, Андрей Коршунов, Владимир Перов, Олег Растренин. Легендарный У-2.
Крылья Родины. Владимир Иванов. Как Создавался У-2.
Крылья Родины. Владимир Иванов. Самолет «спецприменения». О самолете У-2СП.