Легкий транспортный самолет САМ-14.

Разработчик: Москалев
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.0.сам-14

Добившись покупки по лицензии моторов «Renault» и запустив их в серийное производство под маркой «МВ» у инициаторов покупки появилась забота по их использованию. В 1938 году нам был выдан заказ от 7-го Главного Управления НКАП на модернизацию САМ-5-2бис под мотор МВ-4. Такое задание как-то оправдывало МАП о задержке запуска в серийное производство САМ-5-2бис с двигателем М-11. (Зачем запускать самолет с М-11, когда сразу же запустим самолет с более высокими ЛТХ, который, без сомнения, должен обеспечить мотор «Renault», т.е. МВ-4).

В самолете САМ-14 пришлось поработать, главным образом, над созданием высококачественной отделки самолета, удобства, комфорта и, конечно, улучшения аэродинамики. Получилась красивая, хорошо обтекаемая комфортабельная и весьма удобная в эксплуатации машина. Однако наша промышленность не торопилась подготовить для многооборотных моторов «Рено» специальные металлические винты фирмы «Ратье» (а может быть, забыли их купить?). Мы же надеялись на металлический винт «Ратье» с изменяемым шагом и электрическим приводом, поэтому не особенно беспокоились с заказом на деревянный винт для МВ-4. Когда же самолет был готов, а винтов не оказалось, то стали подбирать винты из имевшихся. Более или менее подходил винт с машины Яковлева, но крупные габариты фюзеляжа САМ-14 «съели» коэффициент полезного действия винта диаметром 2 м. Данные самолета оказались не выше, как ожидали, а ниже, чем у самолета САМ-5-2бис. Уже после Госиспытания в НИИ ГВФ, которые относились к испытаниям формально, мы получили, наконец, заказанный нами винт Д=2,30, и все ЛТХ резко улучшились.

То же произошло и с самолетом «Стрела». После возвращения самолета «Стрела» в город Воронеж (после госиспытания) на нем мы установили винт «Ратье» (полученный нами с большим опозданием), с которым самолет резко улучшил свои ЛТХ, в частности показал Vmax = 342 км/час (полет производил в июле 1938 года летчик А.Н.Гусаров). Согласно указаниям Глававиапрома самолет «Стрела», как полностью сослуживший свою службу, был уничтожен.

Сохранившийся мотор «Renault» с винтом «Ратье» был нами использован на самолете САМ-14бис, который после госиспытаний в ГНИИ ГВФ также был возвращен в ОКБ-31. Контрольные испытания полностью подтвердили ожидаемые ЛТХ самолета САМ-14бис, они оказались значительно выше ЛТХ САМ-5-2бис, но в связи со снятием с серии моторов МВ — этот факт уже никого не интересовал. С компромиссным же деревянным винтом, как и все самолеты с МВ, самолет САМ-14 не только не выигрывал, но и терял в ЛТХ по сравнению с САМ-5-2бис М-11. Самолеты САМ-14 и САМ-14 бис все же успешно прошли летные испытания в НИИ ГВФ в зимнем варианте (с лыжами) и были утверждены как эталоны для серийного строительства. А здесь уже оказалось, что моторы «Рено» (МВ) для нашего климата не годятся и их к этому времени сняли с производства. Самолеты САМ-10 и САМ-11 тоже остались без моторов!

ЛТХ:

Модификация: САМ-14
Размах крыла, м: 11,49
Длина самолета, м: 8,06
Высота самолета, м: 3,86
Площадь крыла,м2: 21,86
Масса, кг
-пустого самолета: 765
-максимальная взлетная: 1280
Тип двигателя: 1 х ПД МВ-4
-мощность, л.с.: 1 х 140
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 196
-на высоте: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 165
Практическая дальность, км: 550
Практический потолок, м: 3360
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: до 6 пассажиров.

1.Самолёт САМ-14.1939 г.

Самолёт САМ-14.

samolet-sam-14-na-lyzhnom-shassi

Самолет САМ-14 на лыжном шасси.

sam-14-risunok

САМ-14. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.С.Москалев. Голубая спираль.