Транспортно-пассажирский самолет АИР-19.

Разработчик: Яковлев
Страна: СССР
Первый полет: 1938 г.0.АИР-19

Я-19 (самолет № 19; АИР-19) — гражданский вариант УТ-3, пассажирский самолет для местных линий и санитарный. По конструкции в целом повторял своего предшественника. Двигатели МВ-6 мощностью 220 л.с. при 2100 об/мин. Пассажирских мест 5. Фюзеляж в виде ферм, сварной из труб стали 30ХГСА, с лентами-расчалками, носовая часть дуралюминовая, обшивка кабины фанерная, хвостовая часть — полотняная. Крыло — как в УТ-3, щитки Шренка, управляемые от гидросистемы. Элероны и оперение — дуралюмин и полотно. Шасси — по типу самолета СБ, колеса 650 х 250 мм. Самолет был выпущен в конце 1938 года (ведущий инженер О.К.Антонов, работавший в то время в ОКБ А.С.Яковлева).

Я-19 успешно прошел госиспытания в НИИ ГВФ 18-26 октября 1939 года (летчик — Э.И.Шварц, ведущий инженер — Г.А.Муратов). Была признана целесообразной его серийная постройка. В отчете по госиспытаниям отмечалось, что самолет прост в технике пилотирования, прост в техническом обслуживании и ремонте; по своим летным данным и эксплуатационным качествам удовлетворяет потребностям республиканских линий ГВФ, а также может быть использован на отдельных участках магистралей для замены самолетов типа «Сталь» и К-5 и кроме того, в качестве санитарного.

Особо отмечалось, что Я-19 обеспечен базой для серийной постройки и его серийное производство фактически освоено выпуском самолета Я-17 (УТ-3). Начальник ГУ ГВФ В.С.Молоков планировал использовать Я-19 для регулярных рейсов на коротких линиях. Но в предвоенной обстановке, когда было прекращено производство УТ-3, выпуск Я-19 не мог быть осуществлен. Признание такого типа самолета пришло позже в Як-6.

ЛТХ:

Модификация: АИР-19
Размах крыла, м: 15,00
Длина самолета, м: 10,02
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла,м2: 32,42
Масса, кг
-пустого самолета: 2134
-максимальная взлетная: 2950
Тип двигателя: 2 х ПД МВ-6 (Renaul «Bengali-6»)
-мощность, л.с.: 2 х 220
Максимальная скорость, км/ч: 271
Крейсерская скорость, км/ч: 235
Практическая дальность, км: 783
Практический потолок, м: 5600
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: до 5 пассажиров.

1.АИР-19 (Я-19) на испытаниях

Самолет АИР-19 (Я-19) на испытаниях.

2.АИР-19 (Я-19) на испытаниях.

Самолет АИР-19 (Я-19) на испытаниях.

3.Опытный Я-19. Рисунок.

Опытный Я-19. Рисунок.

4.Компоновочная схема фюзеляжа Я-19.

Я-19. Компоновочная схема фюзеляжа.

5.Я-19. Схема.Я-19. Схема 1.

6.Я-19. Схема.

Я-19. Схема 2. 

 .

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиация и Время. Владимир Котельников, Юрий Засыпкин. Неизвестный «утенок».