Средний транспортный самолет Ил-76Т.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.

Во второй половине 1960-х годов в нашей стране начался интенсивный рост грузовых воздушных перевозок. В те годы значительное количество грузов перевозили на пассажирских самолетах за счет их догрузки, а крупногабаритные грузы и технику перевозили на транспортных самолетах Ан-12 или на самолетах Ан-22, которые находились на вооружении ВТА. Необходимость доставки грузов воздушным транспортом, особенно в отдаленные и бездорожные районы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также потребность в быстром повышении эффективности парка транспортных самолетов МГА определили целесообразность создания в нашей стране нового транспортного самолета или использования создаваемого в те годы самолета Ил-76 в интересах МГА. В соответствии с распоряжением Министра авиационной промышленности СССР от 6 марта 1970 года коллектив ОКБ приступил к созданию гражданской модификации самолета Ил-76.

В мае 1973 года была проведена Макетная комиссия МГА по рассмотрению материалов по самолету, предназначенного для эксплуатации в МГА. Возглавлял эту комиссию заместитель министра гражданской авиации Аксенов.

В мае 1975 года первый серийный самолет прошел пробную эксплуатацию в тюменском регионе, перевозя различные грузы из Тюмени в Сургут, Надым и Нижневартовск. Командиром экипажа был А.М.Тюрюмин, ведущим инженером по летным испытаниям В.В.Шкитин. В ходе этой пробной эксплуатации были впервые проведены воздушные перевозки грузов в контейнерах, с использованием легкосъемного напольного оборудования самолета, что позволило применить новые технологии в авиационных перевозках.

В декабре 1975-го — феврале 1976 года в этом регионе с более сложной программой работал первый опытный самолет, который также перевозил различные грузы в города Западной Сибири. Было перевезено более 1 700 т грузов, включая различную инженерную и строительную технику, автомобили, автобусы типа «Икарус». Командиром экипажа в этой экспедиции был Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Э.И.Кузнецов, ведущий инженер — И.Б.Воробьев.

В декабре 1976 года в Тюменское управление гражданской авиации поступили два серийных самолета Ил-76. Это были практически такие же самолеты Ил-76, которые поставлялись ВТА, но без вооружения.

География полетов самолетов Ил-76Т связана с освоением районов Крайнего Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Самолет надежно работает на грунтовых и заснеженных аэродромах в сложных погодных условиях. Весной 1978 года самолеты Ил-76Т вышли на международные трассы и сегодня они летают во всех регионах мира, в любых климатических условиях.

«Появление в гражданской авиации такого большегрузного универсального транспортного самолета было вполне закономерным, удовлетворяющим требованиям по решению стоящих перед отраслью задач. И в то же время поражали воображение его комфортность для экипажа, автономность, возможность взятия на борт практически всевозможной загрузки (даже «с земли»), возможность использования для взлета и посадок грунтовых и заснеженных аэродромов относительно ограниченных размеров, с простейшими средствами УВД и минимумом аэродромного оборудования.» (Из выступления бывшего командира отряда самолетов Ил-76 Центрального управления международных воздушных сообщений гражданской авиации Г.П.Александрова на летно-технической конференции, посвященной 20-летию летной эксплуатации самолетов Ил-76 в гражданской авиации).

Для самолета Ил-76Т разработано специальное швартовочное устройство, состоящее из передней и задней упорных стенок и нескольких поперечных рам, устанавливаемых по длине грузовой кабины. Это устройство позволяет перевозить длинномерные грузы типа труб, листового проката, профилей и различного нефтегазового оборудования, обеспечивая при этом наиболее полное использование грузоподъемности самолета.

Одновременно с созданием модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76МФ ОКБ приступило к созданию еще одной модификации самолета — транспортный самолет Ил-76ТФ. Этот самолет отличается от своего военного аналога тем, что с него, как в свое время при создании самолетов Ил-76Т из Ил-76М и Ил-76ТД из Ил-76МД, снято все вооружение и специальное оборудование. За счет снижения массы оборудования увеличена дальность полета самолета Ил-76ТФ и снижены прямые эксплуатационные расходы.

В ОКБ прорабатывался вопрос создания самолета Ил-76ТФ с французскими двигателями CFM-56-5C4. В основном характеристики самолета получились такие же, как и у самолета Ил-76ТФ. Самолет создавался в качестве подстраховочного варианта на случай отсутствия в достаточном количестве двигателей ПС-90А-76. Кроме того, таким образом могли быть решены вопросы предполагаемых экспортных поставок самолетов.

ЛТХ:

Модификация: Ил-76Т
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-снаряженного самолета: 104000
-максимальная взлетная: 170000
-полезной нагрузки: 43400-47000
Максимальное количество топлива, л: 109480
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 12000
Максимальная скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 750-800
Дальность полета, км
-с грузом 20 т: 6100
-с грузом 47 т: 3000
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 6/7
Полезная нагрузка: 47 т коммерческого груза; при необходимости — 140 солдат или 128 парашютистов.

1.Ил-76Т.

Ил-76Т на стоянке.

2.Ил-76Т на стоянке.

Ил-76Т на стоянке.

3.Ил-76Т ВВС Ливии.

Ил-76Т Ливийской Джемахерии.

4.Ил-76Т заходит на посадку.

Ил-76Т заходит на посадку.

5.Грузовой отсек Ил-76Т.

Грузовой отсек Ил-76Т.

6.Грузовой отсек Ил-76Т.

Грузовой отсек Ил-76Т.

7.Грузовой отсек Ил-76Т.

Грузовой отсек Ил-76Т.

8.Грузовой отсек Ил-76Т.

Грузовой отсек Ил-76Т.

.

.

Список источников:
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Николай Якубович. Универсальный грузовик.
Журнал «Крылья Родины» № 12 за 1995 г. Г.В.Новожилов. Самолет-солдат.
Журнал «Крылья Родины» № 3 за 1998 г. Г.Пакилев. Ил-76 — «рабочая лошадка» ВТА.
Журнал «Авиация и Космонавтика» №№ 04-09 за 2003 г. Николай Таликов. Самолет Ил-76 и его транспортные модификации.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 8 за 2003 г. Оперативно-стратегический военно-транспортный самолёт Ил-76.
Роман Астахов. Русская Сила. Военно-транспортный самолет Ил-76.