Легкий вспомогательный гидросамолет По-2М завода № 51.

Разработчик: КБ Поликарпова.
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.0.по-2м

Описывая историю гидровариантов «кукурузника», особо стоит отметить однопоплавковый По-2М авиазавода № 51, построенный в Москве в 1944 году. Этот самолет спроектировали по инициативе и под руководством Николая Поликарпова. Основываясь на опыте войны, конструктор решил создать специальный боевой самолет для ведения боевых действий в речных и озерных районах. Свой выбор он остановил на варианте с одним основным поплавком и двумя небольшими поплавками для обеспечения устойчивости на воде. Основной причиной такого решения была необходимость подвески под крыльями бомбовой нагрузки.

Все три поплавка подобрали из ранее подготовленных вариантов 12-й лабораторией ЦАГИ из расчета полетного веса 1350 кг. Угол поперечной килеватости основного поплавка в районе редана составлял 23°, угол продольной килеватости — 6°25″. Длина центрального поплавка составляла 6,40 м, ширина — 1,0 м, высота — 0,75 м. Соответствующие размеры каждого малого поплавка составляли 1525 x 420 x 445 мм. Расстояние между осями боковых поплавков составляло 7744 мм.

Основной поплавок полностью деревянной конструкции был обшит фанерой, поверх обклеен тканью АОД на клее АК-20, снизу покрыт асфальтовым лаком, сверху окрашен эмалевой краской. Для маневрирования в небольшой акватории поплавок имел водяной руль, соединенный тросами с качалкой на колонке костыля. В комплект оборудования По-2М входили необходимые морские принадлежности: донный и плавучий якорь, кошка, весло и багор.

Сам самолет заметно усовершенствован. Элероны и рули высоты По-2М с аэродинамической компенсацией, как это сделали на По-2ШС, на левом руле высоты для снижения нагрузки в полете оборудован триммер. Тросы управления в хвостовой части спрятаны в фюзеляж. Капотирование двигателя улучшено, воздушный винт изменяемого шага ВИШ-327 диаметром 2,5 м оборудован коком-обтекателем. Для увеличения дальности полета на однопоплавковой машине установили увеличенный топливный бак емкостью около 200 литров, оборудовали генератором ГС-350, приемопередающей радиостанцией РСИ-4.

Вооружение включало 100 кг бомб — 4 ФАБ-25 на под-крыльевых держателях и пулемет ДТ (ДА) на шкворневой установке. Использовался новый ночной бомбардировочный прицел НП-По-2. В последующем предполагалась установка более мощного двигателя М-11Ф 150 л.с. с воздушным запуском, но при его отсутствии установили М-11Д 127 л.с.

Испытания По-2М провели на Химкинском водохранилище в Москве в период с 7 июля по 8 сентября 1944 года. От завода № 51 участвовал ведущий инженер М.О.Фасолькин, летал морской летчик майор Ф.С.Лещенко.

За время испытаний самолет выполнил 17 полетов. По своим летным данным самолет, имеющий центровку 31,7%САХ, не имел заметных отличий от сухопутного варианта По-2ВС. Продольная и поперечная устойчивость оценивались как достаточные, устойчивость на глиссировании — хорошая, выход на редан легкий и плавный, приводнение мягкое. Взлет и посадка на воду оказались проще, чем у сухопутного варианта. Благодаря водному рулю гидросамолет хорошо управлялся на воде, на малом газу радиус разворота составил 18-20 м. При оценке мореходности испытатели допустили последующую эксплуатацию при ветровой волне до 0,5 м. Устойчивость пути оказалась несколько хуже, чем у колесного По-2, поэтому в дальнейшем предполагалось увеличение площади вертикального оперения.

В целом однопоплавковый По-2М выдержал испытания и рекомендовался для эксплуатации в частях ВВС, действующих с закрытых водных бассейнов (рек и озер), с длиной акватории не менее 500 метров, при наличии открытых подходов. Особо отмечалось, что простота в технике управления позволяет эксплуатировать самолет летчиками ниже средней квалификации. Впрочем, несмотря на положительные отзывы, этот вариант дальнейшего продолжения не имел.

ЛТХ:

Модификация: По-2М
Размах крыла, м: 11,40
Длина, м: 8,90
Площадь крыла, м2: 33,20
Масса, кг
-пустого самолета: 949
-нормальная взлетная: 1350
Тип двигателя: 1 х ПД М-11Д
-мощность, л.с.: 1 х 115
Максимальная скорость, км/ч: 144
Крейсерская скорость, км/ч: 126
Практическая дальность, км: 500
Практический потолок, м: 2500
Экипаж, чел: 2
Вооружение: один 7,62-мм пулемет ДТ (ДА) или ШКАС
Бомбовая нагрузка: до 100 кг (4 х 25 кг).

1.По-2М на испытаниях в июле-сентябре 1944 г.

По-2М на испытаниях в июле-сентябре 1944 г.

2.По-2М на испытаниях в июле-сентябре 1944 г.

По-2М на испытаниях в июле-сентябре 1944 г.

3.По-2М на испытаниях в июле-сентябре 1944 г.

По-2М на испытаниях в июле-сентябре 1944 г.

4.По-2М. Вид спереди.

По-2М. Вид спереди.

5.По-2М. Вид сзади.

По-2М. Вид сзади.

6.Пулемет ДА на По-2М.

Пулемет ДА на По-2М.

7.По-2М. Рисунок.

По-2М. Рисунок.

8.По-2М. Схема 1.

По-2М. Схема 1.

9.По-2М. Схема 2.

По-2М. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.