Учебно-тренировочный самолет У-4.
Разработчик: Михельсон, Морщихин
Страна: СССР
Первый полет: 1936 г.
Вслед за У-3 на заводе № 23 разработали улучшенный вариант учебного самолета с освоенным и привычным двигателем М-11 (авторы все те же Н.Г.Михельсон и А.И.Морщихин). Впервые подобную работу здесь провели в 1935 году, построив Э-23.
Новый самолет У-4, который построили в 1936 году, отличался уменьшенными размерами и улучшенной аэродинамикой. Хорда крыльев с симметричным профилем «NACA-0012» составляла 1400 мм, хвостовое оперение измененной формы выполнили из дюраля.
Для снижения посадочной скорости на верхнем и нижнем крыле оборудовали щитки ЦАП. Установили зализы на стыке нижнего крыла, кабины пилотов закрыли прозрачным фонарем, в котором на гнутых поверхностях использовался целлулоид, а на боковых гранях — триплекс. Колеса оснастили тормозами, установили новые пилотские сидения под спасательный парашют летчика ПЛ-1. Топливная система включала фюзеляжный бак емкостью 132 л. и центропланный бак емкостью 118 л.
Испытания У-4 проходили в периоде 21 августа по 11 сентября 1936 года. Летал А.А.Ивановский, по мнению которого полет на У-4 оказался менее утомительным, уровень шума в закрытой кабине — существенно ниже, а эффективное использование триммера позволяло сбалансировать самолет в полете на любом режиме. Машина была способна выполнять перевернутый полет. При закрытых посадочных щитках У-4 мало отличался от стандартного У-2. Впрочем, полетная скорость ощутимо возросла, однако снизился рабочий потолок. Использование щитков уменьшало посадочную скорость на 29%, а пробег — на 47%.
В целом У-4 воспринимался положительно, мог использоваться исполкомовской авиацией и как самолет для местной связи. Одновременно отмечался недостаточный обзор из пилотской кабины при выруливании на старт, взлете и посадке. Залезать в кабины и покидать их оказалось неудобно. Посадочная скорость без использования щитков заметно превышала скорость У-2, посадка с открытыми щитками вызывала затруднения для ученика. Техника пилотирования У-4 заметно усложнилась, при высоком выравнивании и потере скорости самолет сваливался на правое крыло.
В результате испытаний было решено, что по причине усложнения эксплуатации и меньшей устойчивости У-4 не может заменить У-2 как учебный самолет. В дальнейшем заводу № 23 предлагалось устранить замеченные недостатки и приспособить самолет для выполнения обратного пилотажа.
ЛТХ:
Модификация: У-4
Размах крыла, м: 11,42
Длина, м: 8,27
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 29,73
Масса, кг
-пустого самолета: 760
-нормальная взлетная: 1016
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч: 170
Практическая дальность, км: —
Максимальная скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 2.
Учебный самолет У-4.
Кабины самолета У-4.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. Поликарпов У-2: «Небесный тихоход».