Многоцелевой вертолет Ка-18.

Разработчик: ОКБ Камова
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.

Вертолет Ка-18 представляет собой четырехместную модификацию Ка-15. Скомпоновал машину М.Б.Малиновский в 1956 году. Первый полет состоялся 13 октября 1956 года. На вертолете удлинили фюзеляж и хвостовую балку, расширили кабину и увеличили площадь хвостовых шайб. Кроме летчика Ка-18 мог перевозить двух-трех пассажиров или больного на носилках с сопровождающим медработником, а также выполнять все функции вертолета Ка-15М. В 1957 году Ка-18 успешно выдержал государственные испытания и несколько лет выпускался серийно на заводе в Улан-Удэ. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году он был отмечен Золотой медалью. Было построено около 200 экземпляров.

Варианты применения :
Пассажирский: для перевозки людей, багажа и почты, грузов внутри фюзеляжа. Оборудован отопительной системой.
Санитарный: для транспортировки больных и пострадавших. Оборудован кислородной установкой и отопительной системой.
Патрульный.

В 1958-1963 годах для вертолетов Ка-15 и Ка-18 были созданы стеклопастиковые лопасти Б-7. Камов говорил, что когда-нибудь лопасти будут прессовать (выпекать). «Заложат что-то под пресс или в автоклав, а вынут сразу готовую лопасть. А потом другую, и третью, и все они будут совершенно одинаковыми». Он мечтал сделать дешевый народный вертолет и понимал, что необходимо обеспечить лопастям полную идентичность, хорошую поверхность и неизменность формы при изменении погоды. Поэтому изготавливать их быстро и дешево в массовом производстве можно было только радикально изменив конструкцию и технологию. Весьма существенный вклад в продвижении этой идеи в жизнь сделан впервые в нашей стране группой конструкторов, расчетчиков, технологов и ученых под руководством Н.И.Камова.

В автоклаве полимеризуется не вся стеклопластиковая лопасть Б-7, атолько ее лонжерон-одноконтурный, замкнутого сечения, из стеклоткани, пропитанной связующим горячей полимеризации с металлическими деталями: центровочными грузами и трубками противобледенительной системы. Листы стеклоткани укладываются в пакеты и проходят предварительную опрессовку. После этого они собираются друг с другом и устанавливаются центровочные грузы с трубками противообледенительной системы. Потом в полости лонжерона размещают резиновую камеру и все закладывают в прессформу, которая оборудована электронагревателями. Давление в резиновой камере создается азотом. Внутренняя поверхность прессформы выполнена в соответствии с теоретическим профилем и имеет крутку. Спрессованный лонжерон не требует дополнительной обработки. Хвостовая часть лопасти образована хвостовыми секциями, прикрепленными клонжерону. Сами секции, состоящие из стеклотканевой обшивки и пенопластового заполнитетя, обработанного по контуру, формируются в горячем состоянии под прессом. Между секциями устанавливаются вкладыши из губчатой резины. Стальной узел крепления лопасти к втулке ставится в комле на болтах. Конечно, это не «положить и нажать», но трудоемкость снижается вдвое, а качество повышается. На электровинтовом стенде мы испытали 11 комплектов деревянных лопастей ЛД-10М и шесть комплектов стеклопластиковых лопастей Б-7. У несущих винтов с пластиковыми лопастями поляры практически совпадали, тогда как у винтов с деревянными лопастями наблюдался существенный разброс. Кроме того, у винтов Б-7 тяга при максимальных оборотах на 45 кг больше, чем у ЛД-10, и ресурс практически неограничен. При испытаниях отсеков лопастей на усталость разрушений в расчетных сечениях не было.

Вертолеты Ка-15 и Ка-18 находились в эксплуатации много лет и позволили накопить большой опыт практического применения машин соосной схемы.

Оборудование вертолета включает пилотажно-навигационные приборы и приборы контроля за работой силовой установки и несущей системы, отопительное, специальное и санитарное оборудование, противообледенительную систему, электрооборудование и радиооборудование.

На приборной доске рабочего места пилота размещаются указатель скорости УС-250, высотомер ВД-10, вариометр ВР-10, авиагоризонт АГК-47Б, магнитный компас КИ-13 и часы. Приборное оборудование Ка-18 позволяет выполнять полеты днем (в простых и сложных погодных условиях) и ночью (в простых условиях).

В санитарном варианте вертолета специальное (съемное) оборудование состоит из кислородной установки, носилок, стяжных ремней, поильника и термоса. К несъемному санитарному оборудованию относятся вертолетная аптечка и стол медицинского работника. Пассажирский вариант можно легко переоборудовать в санитарный путем снятия переднего пассажирского кресла и установки съемного санитарного оборудования.

Для полета в холодное время предусмотрена отопительная система, состоящая из электрообогревателя и трубопроводов подачи подогретого воздуха к ногам пилота и пассажиров. Противообледенительная спиртовая система предназначена для обеспечения полета в условиях обледенения поверхностей аппарата. Работа противообледенительных устройств основана на принципе омывания лопастей винтов и стекла кабины пилота противообледенительной жидкостью, разрушающей лед и препятствующей его дальнейшему образованию.

Вертолет оснащен однопроводной системой постоянного тока напряжением 28,5 х 1,5В при работе генератора и аккумулятора и напряжением 24В, если к бортовой электросети подключен только аккумулятор. Основным источником электроэнергии служит генератор ГСР-3000М, приводимый во вращение двигателем, на котором он установлен. Аварийным источником питания является аккумуляторная батарея 12А-10 емкостью 10 А*ч. Питание навигационных приборов и радиостанции, требующих переменного тока, осуществляется с помощью преобразователей ПАГ-1Ф и МА-100М.

Для радиотелефонной связи с другими вертолетами, самолетами и наземными командными пунктами Ка-18 оборудован приемопередающей симплексной ультракоротковолновой станцией РСИУ-ЗМ. Радиостанция работает в диапазоне частот 100-150МГц и имеет кварцевую стабилизацию частоты приемника и передатчика, обеспечивающую беспоисковую и бесподстроечную связь в полете.

ЛТХ:

Модификация: Ка-18
Диаметр главного винта, м: 10,0
Длина,м: 10,0
Высота ,м: 3,4
Максимальная взлетная масса, кг: 1502
Тип двигателя: 1 х ПД АИ-14ВФ
-мощность, кВт: 1 х 200
Максимальная скорость, км/ч: 160
Крейсерская скорость, км/ч: 130
Практическая дальность, км: 450
Боевой радиус действия, км: 300
Практический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира.

1а.Первый прототип Ка-18.

Первый прототип Ка-18.

1б.Первый прототип Ка-18.

Первый прототип Ка-18.

1в.Второй прототип Ка-18.

Второй прототип Ка-18 (санитарный вариант).

1г.Второй прототип Ка-18 (санитарный вариант).

Второй прототип Ка-18 (санитарный вариант).

1д.Второй прототип Ка-18 (сельхоз вариант).

Второй прототип Ка-18 (сельхоз вариант).

2.Третий прототип Ка-18.

Третий прототип Ка-18.

2а.Третий прототип Ка-18.

Третий прототип Ка-18.

2в.Третий прототип Ка-18.

Вертолет Ка-18 Аэрофлота.

3.Ка-18 Аэрофлота

Вертолет Ка-18 Аэрофлота.

3.Ка-18 Аэрофлота.

Вертолет Ка-18 Аэрофлота.

3а.Ка-18 Аэрофлота.

Вертолет Ка-18 Аэрофлота.

3б.Ка-18 Аэрофлота.

Вертолет Ка-18 Аэрофлота.

3в.Ка-18 Аэрофлота.

Вертолет Ка-18 Аэрофлота.

3г.Ка-18 Аэрофлота.

Вертолет Ка-18 Аэрофлота.

7.Ка-18 Аэрофлота.

Вертолет Ка-18 Аэрофлота.

Ка-18 перед взлетом.

Ка-18 перед взлетом.

6.Патрульный вариант Ка-18.

Патрульный вариант Ка-18.

4.Ка-18 в полете.

Вертолет Ка-18 в полете.

5.Ка-18 в полете.

Вертолет Ка-18 в полете.

8.Ка-18 и Москвич-403.

Ка-18 и Москвич-403.

9.Ка-18 на ВДНХ.

Ка-18 на ВДНХ.

11.Ка-18 в музее ВВС Монино. 1

Ка-18 в музее ВВС Монино.

12.Ка-18 в музее ВВС Монино. 2

Ка-18 в музее ВВС Монино.

13.Ка-18 в музее ВВС Монино. 3

Ка-18 в музее ВВС Монино.

14.Кабина Ка-18.

Кабина Ка-18.

Ка-18. Схема.

16.Ка-18. Схема 2.

Ка-18. Схема.

Ка-18. Схема.

.

.

Список источников:
Самолеты мира. Владимир Баршевский. Ка-15 — многоцелевой корабельный вертолет.
ОКБ Камова. Справочник вертолетов фирмы Камов. Ка-18.
Григорий Кузнецов. ОКБ Камова — 50 лет.
Сайт авиационной истории (aviahistory.ucoz.ru).
Фотоархив сайта russianplanes.net