Поршневые авиационные двигатели М-48, М-49, М-50, М-51.
Разработчик: А.С.Назаров
Страна: СССР
Год постройки: 1933
Практически сразу же после запуска мотора М-11 в массовое производство возникла идея создать на его базе унифицированное семейство. Все входящие в него двигатели должны были иметь одну и ту же цилиндро-поршневую группу, но разное количество цилиндров. Унификация снизила бы стоимость производства каждого мотора и упростила бы эксплуатацию и снабжение запасными частями.
Уже в 1931 году конструкторы завода № 29 в Запорожье, где осуществлялся выпуск М-11, наметили создание целого семейства двигателей на его основе. В него должны были войти М-50 (трех-цилиндровый), М-51 (пяти-цилиндровый, модернизированный М-11), М-48 (семи-цилиндровый) и М-49 (девяти-цилиндровый). Проектирование осуществлял опытно-конструкторский отдел завода под руководством А.С.Назарова. В отделе тогда насчитывалось всего 14 человек. Фактически разработкой двигателей малой мощности занималась небольшая группа М.А.Коссова. С именем этого человека связано большинство попыток создания моторов на базе М-11. Михаил Александрович Коссов (1908-1992) закончил Киевский политехнический институт в 1930 году и быстро зарекомендовал себя как способный конструктор. Почти полжизни он посвятил именно развитию конструкции М-11.
Конструкторы начали с М-51. Проект его подготовили в феврале-июне 1931 года. За основу взяли М-11В. Высотные характеристики улучшили путем включения в конструкцию приводного центробежного нагнетателя (ПЦН). Это позволило довести максимальную мощность до 145 л.с. Обкатка моторов велась с марта 1932 года, в мае-июне того же года проходили госиспытания с цилиндрами от М-11, а в октябре — со своими оригинальными цилиндрами. Однако в обоих случаях испытания закончились неудачно. В июне 1933 года М-51 испытывался на самолете У-2.
Семи-цилиндровый М-48 с мощностью до 210 л.с. отставал от М-51 примерно на полгода. Его проект завершили в августе 1931 года. С июня 1932 года изготовили три опытных образца М-48, из которых только один был полностью собран и проходил стендовые испытания. Мотор сочли настолько удачным, что в 1934 году его отправили на выставку в Париж. Авиаконструкторам поручили использовать этот двигатель в проектах новых самолетов. Его, например, закладывали в проект разведчика ЦКБ-9 (БОК-3). В 1935 году М-48 проходил летные испытания на учебном самолете У-3, который, однако, в серию не запустили.
Практически параллельно с М-48 делали маленький трех-цилиндровый М-50 (3М-11). В нем тоже использовались узлы и агрегаты М-11В, причем спроектировали два варианта: с цилиндрами от М-11В и оригинальными. Сборку первого опытного образца (с цилиндрами от М-11В) начали в августе 1932 года, а в декабре его уже выставили на госиспытания. Увлечение унификацией привело к применению избыточно тяжелых для выбранной мощности (65 л.с.) деталей. Большинство агрегатов взяли от серийного мотора, что в итоге привело к очень маленькой удельной мощности — около 0,5 л.с./кг. В этом отношении и базовый М-11В был далек от идеала, а уж М-50 вообще «не лез ни в какие ворота». Кроме того, руководство ВВС не интересовалось моторами с мощностью менее 100 л.с., и именно мнение этой инстанции являлось определяющим. Заказчиков на М-50 так и не нашли.
Самый большой мотор из этой четверки, девяти-цилиндровый М-49 (максимальная мощность 310 л.с.), проходил заводские испытания в сентябре 1933 года. Конструкция его сохраняла все черты меньших «собратьев». Были изготовлены два экземпляра М-49. Использование этого двигателя предусматривалось в оригинальном проекте конструктора Михельсона.
Предполагалось, что три из четырех двигателей семейства (за исключением М-50) будут запущены в серийное производство. Первым планировали освоить М-51 — в 1933 году он должен был сменить М-11В в цехах завода № 29. Но в установленные сроки запорожский завод не уложился с доводкой моторов до требуемых показателей надежности (с межремонтным ресурсом порядка 200 ч.), а в 1934 году там развернули выпуск моторов М-22. Под этим обозначением у нас по французской лицензии стали делать английский мотор «Юпитер». Ему придавалось гораздо большее значение, чем двигателям на базе М-11, ведь «Юпитер» предназначался для истребителей И-4 и И-5.
Работы по М-51, М-48 и М-49 в Запорожье прекратили. Там всем стало не до них. В 1933 году группу специалистов, занимавшуюся моторами малой мощности, перевели из Запорожья в Москву в состав Отдела бензиновых двигателей НИИ авиадвигателей ГВФ (НИИ АД ГВФ). Отдел разместили в здании Дирижаблестроительного учебного комбината в подмосковном поселке Тушино. Начальником отдела стал М.А.Коссов. Базовым предприятием определили расположенный рядом завод № 82, тоже принадлежавший гражданской авиации, в его составе организовали опытный цех. НИИ АД ГВФ передали всю документацию на М-48, М-49 и М-51. Коссов прихватил с собой и проект М-50, до 1934 года он несколько раз пытался его усовершенствовать, но так и не получил удовлетворительного результата.
Двигателям М-48, М-49, М-51 повезло больше. На их основе в Тушино спроектировали серию двигателей, сохранявших многие детали и узлы М-11, но отличавшихся от оригинала все больше и больше. М-51 превратился в МГ-11, М-48 — в МГ-21, М-49 — в МГ-31. Буквы «МГ» расшифровывались как «мотор гражданский».
.
.
Источник:
В.Р.Котельников. Семейства авиамоторов на базе М-11.