Авиационный пулемет СН.

Разработчик: И.В.Савин и А.К.Норов
Страна: СССР
Начало разработки: 1934 г.
Испытания: 1936 г.
Принят на вооружение: 1937 г.

22 июня 1926 года в молодой Советской республике, советским изобретателем Я.П.Авдышевым была подана заявка на разработанный им патент принципиально новой схемы автоматики пулемета, ранее нигде не применявшейся в автоматическом оружии. В поданной заявке на изобретение описывалась схема пулемета с подвижным стволом, идущим при выстреле вперед, и затвором, отходящим назад.

Устройство пулемета по задумке Авдышева заключалось в том, что подвижный ствол через зубчато-реечную передачу кинематически был связан с затвором. При выстреле, под воздействием пороховых газов, затвор откатывался назад, вращая шестерню, которая, в свою очередь, входя в зацепление с зубчатой рейкой, закрепленной на стволе, приводила в движение ствол, который откатывался в обратном направлении. Таким образом, длина хода затвора и ствола были вдвое меньше, чем у классических систем, позволяя значительно сократить время цикла и резко поднять скорострельность системы.

К сожалению, кроме номера патента № 5890 от 31.07.1928 г., ничего более об авторе этой схемы найти не удалось. Во всяком случае, на момент защиты его, о реализации в металле конструкции Авдышева, по всей видимости, никто не думал. Однако идею не забыли. В 1932 году два молодых конструктора, Иван Васильевич Савин и Александр Кузьмич Норов распоряжением Наркомвоенмора направляются в одно из конструкторских бюро Москвы, где они занимались разработкой различных установок новейшего пулемета ШКАС.

По всей видимости, оба инженера, проявили себя как инициативные и талантливые разработчики и в 1934 году взялись за реализацию изобретения Авдышева. Не ясно, была ли это личная инициатива конструкторов или указание было спущено свыше.

В 1935 году ими был представлен проект авиационного пулемета под винтовочный патрон 7,62 х 54R, который в деталях несколько отличался от предложенного Авдышевым. Ведущим элементом пулемета Савина и Норова был подвижный ствол, приводимый в движение отводимыми из ствола пороховыми газами. Но в отличие от классических систем с газоотводной автоматикой, газоотводной трубки как таковой в конструкции пулемета не было. Штоком газового двигателя пулемета Савина и Норова был сам ствол, заключенный в герметичную гильзу. Дульные газы, отводимые через газоотводное отверстие в стенке ствола, давили на поршень, закрепленный на стволе, ближе к дульному срезу, и толкали шток-ствол вперед, преодолевая усилие боевой пружины. Казенная часть ствола и расположенного над ним связанного с затвором ползуна, была выполнены в форме зубчатой рейки, между которыми располагалось зубчатое колесо.

При движении ствола вперед ползун через шестерню отбрасывается назад, отпирает затвор, извлекает патрон из ленты и подает его на приемное окно; при этом энергия ствола поглощается его пружиной, а энергия ползуна и затвора в конце отката — соответствующими буферными пружинами. После этого ствол возвращается пружиной ствола назад, в исходное положение, а ползун с затвором перемещается в крайнее переднее положение. При движении ползуна вперед он своим скосом опускает патрон в лапки затвора и досылает его в патронник. После остановки затвора на пеньке ствола ползун, продолжая движение, перекашивает затвор и производит запирание канала ствола. В крайнем переднем положении ползун своим сапожком ударяет по бойку, перемещающемуся в затворе, и производит выстрел.

Подача очередного патрона, находящегося в рассыпной металлической ленте, в исходное положение осуществляется зубчаткой, которая поворачивается скосами вкладыша, расположенного на стволе, при движении ствола назад. Отражение стреляной гильзы производится очередным патроном, снижаемым скосом ползуна в лапки затвора. Спусковой механизм допускает ведение только автоматического огня и имеет два шептала, которые удерживают ползун в крайнем заднем положении после отпускания спускового крючка. Предохранитель флажкового типа, размещен с правой стороны рукоятки управления огнем и фиксирует спусковой крючок.

Благодаря коротким ходам подвижных частей на испытаниях пулемет Савина и Норова показал невероятную скорострельность, достигавшую 2800-3000 выстрелов в минуту.

Для доводки своей системы оба конструктора были в 1936 году командированы на Ковровский пулеметный завод, где ими были разработаны установки для крыльевого варианта пулемета. Кроме того И.В.Веневидовым и Г.М.Можаровским были разработаны варианты для оборонительных турелей.

К сожалению, подробности о периоде доводки пулемета и очевидных проблемах на данный момент неизвестны, равно как и подробные тактико-технические характеристики этой интересной системы.

Так или иначе, к концу 1936 года авиационный пулемет Савина и Норова успешно прошел испытания.

8 июня 1937 года Комитет Обороны постановил дать заказ на серийный выпуск пулемета, присвоив ему наименование «7,62-мм скорострельный авиационный пулемет обр. 1937 г. системы Савина — Норова» или сокращенно «СН».

В период с 1937-го по 1939 год были изготовлены, по крайней мере 14 прототипов пулемета СН, шесть из которых было решено установить на серийный истребитель И-16 в крыльевых установках.

И-16 с пулеметами СН получили обозначение тип 19, несмотря на то, что кроме вооружения самолет ничем не отличался от И-16 тип 10. Пулеметами СН заменили крыльевые ШКАСы, синхронные пулеметы остались прежними ШКАСами.

В начале 1939 года завод № 21 изготовил три И-16 тип 19 (заводские №№ 1921111, 19212 и 19213). С 17 по 26 марта самолеты испытывал заводской летчик-испытатель полковник Томас Сузи. По результатам испытаний было рекомендовано построить партию таких самолетов. Три опытных И-16 тип 19, также известных под обозначением И-16СН, передали в ВВС на вооружении 1-й эскадрильи 25-го ИАП, в составе которой эти машины приняли участие в советско-финской войне. Правда, подробности их боевого применения отсутствуют.

К сожалению, тут в судьбу этого уникального оружия вмешался любимец Сталина Б.Г.Шпитальный. За создание своего пулемета ШКАС получивший собственное ОКБ-15, Шпитальный ревностно следил за разработкой «никому неизвестных» инженеров. И после первых же известий об успешных испытаниях пулемета СН, показавшего почти вдвое большую скорострельность, чем у ШКАСа, он взялся за модернизацию своего детища, также используя патент Авдышева с подвижными в противофазе стволом и затвором.

Разработанный на два года позже пулемет УльтраШКАС показал темп стрельбы 2400 выстрелов в минуту. Впечатляюще, но все же меньше, чем у СН.

История не сохранила информации, какими путями УльтраШКАС, оказался в серии раньше пулемета СН, но почти на 100% можно быть уверенным, что без административного ресурса, вхожего к Сталину Шпитального не обошлось.

23 апреля 1940 года помощник начальника гл. управления авиационного снабжения КА дивинженер Сакриер писал письмо № 553503сс начальнику 5 отдела секретариата КО Лешукову: «…средства стрелково-пушечного вооружения, находящиеся в опытной разработке и подготовляемые к вводу на вооружение, представлены в таблице № 2 (приложение № 10). Из этой таблицы видно, что пулеметы калибра 7,62 мм конструкции Савина и Норова (СН) и конструкции Шпитального (УльтраШКАС) удовлетворяют требованиям высокой скорострельности. Оба пулемета испытаны, причем пулемет УльтраШКАС как прошедший раньше, чем пулемет СН войсковые испытания, был начат в мае 1939 года освоением в производстве. Однако, в виду сложности, он не освоен и до сих пор не выпущено ни одного пулемета. В то же время пулемет СН, прошедший войсковые испытания позже, по всем показателям выявил лучшие результаты, чем пулемет УльтраШКАС. Кроме того, он значительно проще и надежнее в эксплуатации, даже чем пулемет ШКАС. Поэтому целесообразно в качестве авиационного пулемета большой скорострельности окончательно принять пулемет СН.»

Результат был очевиден. При всей своей напористости Шпитальный так и не смог довести до ума свой УльтраШКАС, параллельно похоронив более удачливого конкурента.

Иван Васильевич Савин и Александр Кузьмич Норов в 1941 году вернулись в Москву и продолжали работать в области артиллерийского стрелкового оружия, но никогда более не возвращались к авиационному вооружению.

Суммируя известные данные, можно оценить разработку Савина и Норова как весьма интересное оружие, но, по всей видимости, изначально не имевшее перспективы. Сверхскорострельные авиационные пулеметы в 30-е годы в СССР разрабатывались под популярную тогда концепцию высотных полетов, где, достаточно низкие забортные температуры позволяли осуществлять интенсивное охлаждение пулеметов. Как известно, концепция оказалась ошибочной, еще ближайшие 10-15 лет воздушные бои происходили достаточно низко. В то же время пулемет СН, ствол которого был заключен в замкнутый цилиндр газового двигателя, имел бы крайне низкий коэффициент теплосъема, и при таком темпе стрельбы очень быстро бы перегревался и выходил из строя. Но как этап в развитии советской стрелковой школы пулемет СН, безусловно, заслуживает внимания.

Модификации:
СН (кр) — установка для крыльевого пулемета была разработана Савиным и Норовым.
СН (с) — установка для для турели разработана И.В.Веневидовым и Г.М.Можаровским.

ТТХ:

Тип: СН
Калибр, мм: 7,62
Тип автоматики: газоотвод с откатом ствола вперед
Темп стрельбы, выстр/мин: 3000
Начальная скорость пули, м/с: 775-825
Емкость магазина: лента
Масса пули, г: 9,0-10,4
Тип боеприпаса: 7,62 х 54R ШКАС

1.Пулемет СН.

Авиационный пулемет СН.

Пулемет СН в крыле И-16 тип 19.

Авиационный пулемет СН в экспозиции музея.

Спаренный турельный пулемет СН в экспозиции музея.

Авиационные пулеметы ПВ-1 и СН. Музей ВВС Монино.

Авиационные пулеметы ПВ-1 и СН в экспозиции музея.

Авиационные пулеметы ПВ-1 и СН в экспозиции музея.

Авиационные пулеметы ПВ-1 и СН в экспозиции музея.

2.Пулемет СН. Схема.

Пулемет СН. Схема.

.

.

  Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Е.Аранов. Стрелковое вооружение СССР.