23-мм авиационная пушка ВЯ (ТКБ-201).
Разработчик: А.А.Волков, С.А.Ярцев
Страна: СССР
Начало разработки: 1940 г.
Испытания: 1941 г.
В ЦКБ-14 конструкторами А.А.Волковым и С.А.Ярцевым под новый 23-мм патрон была создана 23-мм автоматическая пушка ТКБ-201, позже получившая название ВЯ. Чертежи ТКБ-201 были готовы к 6 мая 1940 года. Действие автоматики основано на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Затвор скользящий. Запирание клиновое. Питание автомата осуществлялось звеньевой металлической лентой.
Подача патрона «двухэтажная», досылка прямая. После каждой очереди подвижные части пушки останавливались на шептале в крайнем положении, что исключало возможность воспламенения заряда в камере от ствола, нагревшегося во время стрельбы.
При заряжании и перезаряжании пушки (после задержки) подвижные части отводились в крайнее заднее положение с помощью механизма пневмозарядки.
Достоинством автомата ВЯ являлся его высокий темп стрельбы при большой мощности выстрела для такого калибра, недостатком — большая отдача и резкая работа механизмов.
Большая отдача вызывала необходимость ставить автомат, как правило, с пружинным амортизатором. Резкая работа механизмов снижала живучесть деталей и вызывала задержки, многие из которых не могли быть устранены в воздухе.
Длина ствола пушки ВЯ — 1657 мм. Габариты пушки: длина — 2145 мм, ширина — 162 мм; высота — 212 мм. Вес пушки — 66 кг. Темп стрельбы — 550-650 выстр./мин.
В боекомплект пушки ВЯ входили осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-зажигательные снаряды. Вес всех снарядов был одинаков — около 200 г, т.е. в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК. Осколочный снаряд содержал 10 г взрывчатого вещества. Разрывное действие осколочного снаряда пушки ВЯ было в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК.
В первой половине 1941 года была закончена отработка 23-мм патрона с бронебойно-зажигательным снарядом. Снаряд состоял из корпуса подкалиберного бронебойного сердечника, дюралевого баллистического наконечника и помещенной внутри корпуса шашки с 6 г зажигательного вещества. Снаряд на расстоянии 400 м по нормали пробивал 25-мм броню.
За отсутствием серийного самолета Ил-2, под который сделали пушку, первые летные испытания пушки ТКБ-201 проводились на «Мессершмитте-110» (1940 г.). Пушка была установлена в фюзеляже, установку для нее делали в КБ Микояна под руководством Н.И.Волкова.
Сначала, несмотря на сравнительно неплохие данные ТКБ-201, предпочтение было отдано пушке МП-6, которая была запущена в производство. Однако недостатки МП-6 заставили командование в апреле-мае 1941 года провести повторные сравнительные испытания ТКБ-201 и МП-6. На этот раз ТКБ-201 была установлена на Ил-2. По результатам испытаний пушка ТКБ-201 в мае 1941 года была принята на вооружение под индексом ВЯ. Устанавливалась на самолеты: Ил-2, Ил-10.
Отдача пушки ВЯ была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях. Единственным ее носителем стал штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол.
Пушки ВЯ производились на двух заводах (№ 2 и № 66). В 1942 году было произведено 13420 экз., в 1943 году — 16430, в 1944 году — 22820, в 1945 году — 873, в 1946 году — 2002 и в 1947 году — 1247 штук. Итого 64655 пушек.
ТТХ:
Длина ствола, мм: 1657
Калибр, мм: 23 х 152
Габариты пушки, мм
-длина: 2145
-ширина: 162
-высота: 212
Вес пушки, кг: 66
Темп стрельбы, выстр./мин.: 550—650
Начальная скорость, м/с: 900
Авиационная пушка ВЯ-23.
Авиационная пушка ВЯ-23.
Пушка ВЯ-23 в крыле штурмовика Ил-2.
Оружейники обслуживают авиапушку ВЯ-23.
Сборка авиационных пушек ВЯ-23 на Тульском машиностроительном заводе.
.
.
Источник:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.