45-мм авиационная пушка НС-45.
Разработка: ОКБ-16, Нудельман и Суранов
Страна: СССР
Начало разработки: 1943 г.
Принят на вооружение: 1944 г.
В начале июля 1943 года вышло Постановление Государственного Комитета Обороны о разработке 45-мм пушки для вооружения истребителей. Опытные образцы таких пушек были созданы ОКБ-15 и ОКБ-16. Оба КБ делали их на базе своих 37-мм пушек Ш-37 и НС-37.
Опытная 45-мм пушка ОКБ-15 была испытана на ЛаГГ-3, но из-за тех же недостатков, что у Ш-37, пушка даже не дошла до государственных испытаний.
45-мм пушка ОКБ-16 (позже получившая индекс НС-45) была создана с сохранением габаритных размеров НС-37. Вес пушки составлял 150-153 кг. Темп стрельбы — 260-280 выстр./мин. Питание пушки ленточное.
Главная трудность была в том, чтобы создать такой 45-мм ствол, который проходил бы через втулку винта самолетного двигателя ВК-105ПФ или ВК-107, т.е. серийного двигателя, стоявшего тогда на самолетах Як-9. Переделать двигатель, увеличив отверстие для ствола на втулке винта было практически невозможно, тем более в военное время. При использовании этих двигателей толщина стенки дульной части 45-мм ствола оказалась равной всего-то 4 мм.
В 45-мм пушке впервые в СССР на самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи.
При разработке нового патрона к пушке НС-45 в ОКБ-16 был использован штатный осколочно-трассирующий снаряд от 45-мм патрона пушки 21-К весом 1,065 кг. Начальная скорость снаряда — 780 м/с. Вес патрона — 1,93 кг. Гильза была взята от пушки НС-37 с переобжатием на новый калибр дульца и с сохранением прежней длины 37-мм патрона (328 мм). Время горения трассера около 11 секунд. Снаряд имел головной взрыватель МГ-8.
Пушка НС-45 серийно производилась заводом № 74 в 1944-1945 годах. В 1944 году сдано 75 пушек, а в 1945 году — 120.
Для войсковых испытаний было изготовлено 53 самолета Як-9К (крупнокалиберный) с пушкой НС-45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов.
44 самолета Як-9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 года на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля на 2-м Белорусском фронте.
Согласно отчетам тех частей, где они проходили войсковые испытания, на один сбитый вражеский самолет расходовалось сто сорок семь 20-мм снарядов пушки ШВАК или тридцать один 37-мм снаряд пушки НС-37, или десять 45-мм снарядов пушки НС-45. Но, с другой стороны, следует учесть, что истребители с 37-мм и 45-мм пушками действовали в основном под прикрытием истребителей с 20-мм пушками, в числе которых были ведомые машины.
Прицельная стрельба из 37-45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах. Для сравнения заметим, что из пушек ШВАК и ВЯ на любом самолете, летящем со скоростью не менее 400 км/ч, можно было вести огонь длинными очередями, и отдачи почти не чувствовалось.
В массовое производство Як-9К не запускался.
В начале 1945 года на Ил-2 были установлены две крыльевые пушки НС-45 (Ил-2 НС-45). Самолет прошел с ними летные испытания, но серийно не строился.
В 1946 году был построен опытный самолет Ту-2Ш, вооруженный двумя пушками НС-45 и двумя пушками НС-37. Серийно Ту-2Ш не строился.
С 30 декабря 1946 года по 3 октября 1947 года проходил летные испытания перехватчик и дальний истребитель сопровождения Ту-1 (63П) с двумя пушками НС-45 в носу. Из-за недоведенных двигателей работы по самолету были прекращены.
Технические характеристики:
Калибр, мм: 45
Снаряд, мм: 45 х 186
Длина пушки, мм: 3400
Ширина пушки, мм: 215
Высота пушки, мм: 415
Длина ствола (стволов), мм: 2300
Вес пушки без магазина, кг: 153
Темп стрельбы, выстр./мин: 280
Начальная скорость снаряда, м/с: 850
Носители: Як-9К, Ил-2 НС-45.
Авиационная пушка НС-45.
Авиационная пушка НС-45.
Штурмовик Ил-2 с пушками НС-45.
Истребитель Як-9К с пушкой НС-45.
Установка пушки НС-45 в развале цилиндров двигателя истребителя Як-9К.
.
.
Источник:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.