Неуправляемый реактивный снаряд С-21 (АРС-212 «Овод»).
Разработчик: НИИ-1 МСХМ
Страна: СССР
Начало разработки: 1951 г.
Принятие на вооружение: 1953 г.
Постановлением СМ СССР № 5119-2226 от 15 декабря 1951 года и приказом МАП № 1264 от 26 декабря 1951 года в НИИ-1 МСХМ под руководством ведущего инженера Е.Н.Сухова началась разработка авиационных реактивных снарядов АРС-212 (тема 0-21, шифр «Овод»). Фактически снаряд АРС-212 представлял собой соединение боевой части турбореактивного снаряда ТРС-212 и порохового двигателя от АРЗОС-212. Поэтому на разработку АРС-212 ушло всего три месяца.
Государственные испытания снарядов АРС-212 были проведены с 15 апреля по 25 мая 1952 года. Стрельбы велись с переоборудованного истребителя МиГ-15бис (СД-21), под крыльями которого были подвешены пусковые устройства АПУ-212. Государственные испытания снаряд АРС-212 не выдержал и был отправлен на доработку. На повторные государственные испытания самолет СД-21 сдали 15 сентября 1952 года. Не дожидаясь проведения повторных государственных испытаний, руководство ВВС приказало заводу № 81 МАП оснастить снарядами АРС-212 еще четыре самолета МиГ-15бис (СД-21). 30 июня 1952 года эти четыре машины были отправлены на войсковые испытания. Повторные государственные испытания снаряда АРС-212 прошли успешно и Постановлениями СМ № 658-335 от 27 февраля 1953 года и № 1113-460 от 24 апреля 1953 года авиационная реактивная система, получившая название АС-21, была принята на вооружение ВВС и запущена в серийное производство.
Компоновочная схема снаряда С-21.
В систему АС-21 вошли снаряд (ракета) АРС-212 под индексом С-21, два пусковых устройства ПУ-21, система управления огнем и авиационный прицел АП-21. Ракета С-21
напоминала увеличенный реактивный снаряд РС-82, сохранив тот же способ пуска с рельсовых направляющих и устройство: корпус небольшого удлинения, твердотопливный двигатель с центральным соплом, крестообразное оперение большого размаха, плоскости которого имеют штампованные гофры для жесткости, осколочно-фугасная боевая часть. Калибр ракеты С-21 — 212 мм. Полная длина ракеты — 1760 мм. Стартовый вес ракеты — 118 кг, вес осколочно-фугаснойбоевой части — 46 кг. Взрываель дистанционный В-21. Механический взрыватель BMP испытания не выдержал и ракета была оснащена электровзрывателем ЭВ-52, получившим индекс В-21.
Ракетами С-21 заряжались пусковые устройства, подвешенные к балкам, установленным под консолями крыла самолета между основными стойками шасси и мостами подвески ПТБ. Когда ракеты подвешивались под крылом вместе с топливными баками, то баки перед стрельбой обязательно сбрасывались, независимо от того, выработано в них топливо или нет.
Проекции снаряда С-21. Схема.
Стрельба велась как залпом (хотя реле замедления РЗИ-52 обеспечивало интервал 0,02-0,05 сек. между стартами двух ракет), так и поодиночке. БЧ ракет С-21 срабатывала на траектории от электровзрывателей В-21 дистанционно-ударногодействия. Это были дистанционно-ударные трубки с электрическим замедлением на основе известного в электротехнике закона зарядки-разрядки конденсаторов.
Перед пуском пилот визуально по дальномерной сетке определял дальность цели и вводил ее примерное значение рукоятками потенциометров на прицеле. Конденсаторы взрывателя заряжались прибором ПЗВ-52, установленным в пусковом устройстве ПУ-21. Прибор допускал возможность изменять вручную подаваемое на взрыватель стабильное напряжение по желанию пилота или автоматически — по команде прицела, с которым он имел электрическую связь. Для установки времени замедления взрывателей в комплекте с прибором ПЗВ-52 был предусмотрен прибор-установщик ПУИ-52. Управление стрельбой ракетами осуществлялось от верхней кнопки на ручке управления самолетом (раньше от нее срабатывала пушка Н-37Д). Установленный в кабине пилота авиационный прицел АП-21 обеспечивал прицельную стрельбу ракетами С-21 на дальностях 400-800 м и из пушек на дальностях 180-800 м. Кольцо постоянного диаметра при неподвижной сетке прицела предназначалось для стрельбы ракетами С-21 на высоте 5000 м при скорости самолета-носителя 900 км/ч и скорости цели 750 км/ч.
В 1953-1954 годах в ВВС системой АС-21 было вооружено 150 истребителей МиГ-15бис (СД-21). В соответствии с приказом МАП № 510 от 15 июля 1953 года, ОКБ-155 в июле-августе 1953 года оснастило системой АС-21 истребитель МиГ-17, получивший заводское обозначение СИ-21. Размещение системы АС-21 на МиГ-17 в основном было аналогично ее размещению на МиГ-15бис и отличалось балками для подвески пускового устройства ПУ-21 и расположением их под крылом самолета. На МиГ-15бис ПУ-21 размещались непосредственно под мостами подвески топливных баков.
НУРС С-21 на МиГ-15бис (СД-21).
НУРС С-21 на МиГ-15бис (СД-21).
В октябре 1953 года истребитель СИ-21 в НИИ ВВС успешно прошел государственные летные испытания, а в конце 1953 года — государственные контрольные испытания. Постановлением CM № 863-370 от 11 мая 1954 года самолет под названием МиГ-17АС был запущен в серийное производство с сентября 1954 года на заводе № 31, а с октября того же года — на заводе № 126. До конца 1954 года оба завода сдали 170 самолетов МиГ-17АС.
НУРС С-21 на МиГ-17АС.
Модификации снаряда (на вооружение не приняты):
АРС-212М — модернизированный, с радиолокационныи взрывателем АР-12М;
АРС-212-ОС — со стреловидным оперением;
АРС-212-ОФМ — с модернизированной осколочно-фугасной БЧ.
ТТХ:
Калибр, мм: 212
Длина, мм: 1760
Масса ракеты, кг: 118
Масса БЧ, кг: 46
Тип БЧ: осколочно-фугасная
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Справочник. Неуправляемые ракеты (1946-2002). Раздел V. Неуправляемые ракеты ВВС.