Крылатая ракета X-20 «Комета-20».

Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Испытания: 1957-1959 гг.
Принятие на вооружение: 1960 г.

В марте 1954 года началось проектирование первой в СССР стратегической авиационной системы ракетного оружия Х-20 «Комета-20» (К-20). Головным предприятием стало ОКБ-156 (носитель на базе самолета Ту-95), самолет-снаряд разрабатывало ОКБ-155, а систему управления — КБ-1 Минобщемаша, которое с 1953 года возглавлял В.М.Шабанов.

Ведущим конструктором по Х-20 стал М.И.Гуревич. В создании самолета-снаряда был использован опыт первых сверхзвуковых истребителей МиГ-19, И-7 и других. Проектируемое изделие сохранило их компоновку. В качестве силовой установки использовали новейший турбореактивный двигатель АЛ-7Ф. Как и на самолетах того периода, на новом изделии нашли применение самые современные материалы, в том числе высокопрочный алюминиевый сплав В-95, магниевое литье МЛ-5, свариваемые алюминиевые сплавы АМГ-3 и 6. Освоение процесса сварки этих сплавов позволило снизить массу изделия, отказавшись от применения стали в конструкции самого объемного топливного бака.

С производством баков связано также создание новых технологий изготовления сложных конструкций из топливостойкой резины НО-68 и ткани-арматуры АКР, для чего применялись сборные пуансоны и вакуумные вулканизационные котлы, с высокой точностью выдерживавшие рабочие температуры. Большую работу пришлось провести при отработке крупногабаритного магниевого литья и прессовой клепки заклепками большого диаметра — до 8 мм.

На начальном этапе предполагалось применить систему управления в виде программируемого автопилота, однако, в конце концов, самолет-снаряд получил радиокомандную аппаратуру ЯР и автопилот ЯК. В качестве БЧ был предложен заряд с термоядерным усилением РДС-6с («изделие 6с»). мощностью 400 кг ТЭ, разработанный в КБ-11 МСМ. Он имел ряд эксплуатационных ограничений, обусловленных несовершенной «слоистой» компоновкой.

Весной 1955 года завод № 18 МАП начал переделку двух Ту-95 в ракетоносцы. На них смонтировали радиометрическую станцию управления ЯД, балочный держатель БД-206, который для пуска ракеты выдвигался вниз, систему проверки аппаратуры и запуска двигателя, а также бак для пускового топлива снаряда. Фюзеляжные баки носителя частично были демонтированы или перекомпонованы, машину облегчили за счет снятия бомбардировочного и части навигационного оборудования. 1 января 1956 года первый опытный Ту-95К вышел на испытания.

Для отработки системы наведения в ОКБ-155 было переоборудовано 4 самолета МиГ-19. Первые два — СМ-20/I и СМ-20/II предназначались для опробования средств подвески, запуска двигателя и аппаратуры управления непосредственно во взаимодействии с носителем. Они имели систему подвески и могли стартовать с борта Ту-95К. Первый старт СМ-20/I с борта носителя выполнил летчик-испытатель Амет-Хан Султан осенью 1956 года. На СМ-20, в частности, была решена проблема запуска двигателей после длительного полета на большой высоте со значительным переохлаждением силовой установки. Самолеты СМ-К/1 и СМ-К/2 предназначались для юстировки системы управления изделия и стартовали с земли, входя в луч станции ЯД самостоятельно.

1.Самолет-снаряд Х-20М под Ту-95К. Схема.

Самолет-снаряд Х-20М под Ту-95К. Схема.

1а.МиГ-19 (СМ-20-1)

МиГ-19 (СМ-20/1).

1б.МиГ-19 (СМ-20) под носителем Ту-95К.

МиГ-19 (СМ-20/1) под носителем Ту-95К.

1в.Сброс МиГ-19 (СМ-20).

Сброс МиГ-19 (СМ-20).

17 марта 1958 года начались испытания натурного снаряда К-20 (Х-20). Они прошли не без проблем, в частности первый пуск оказался неудачным, дальность и точность получились значительно ниже заданных. Отчасти причиной падения ЛТХ было то, что масса БЧ и блоков системы наведения превысила лимиты. По результатам испытаний был расширен воздухозаборник, изменено реактивное сопло и доработана система запуска двигателя.

Система управления Х-20 была комбинированная. Согласно проекту пуск ракеты производился на удалении 800 км от цели с высоты 9-12 км. После отделения ракета просаживалась вниз на 300-400 м, а затем начинала набор высоты, проходя вперед носителя. На 4-й минуте полета начинался участок радиоуправляемого полета. Х-20 наводилась по радиокомандам с самолета. На 6-7-й минуте полета ракета достигала высоты 15 км и далее летела горизонтально по данным барометрического высотомера.

Самолет-носитель летел в сторону цели вслед за ракетой. На дистанции около 450 км РЛС носителя обнаруживала цель (обычно крупный город). Оператор определял положение самолета и ракеты относительно цели и соответственно передавал команды системе управления ракеты. Участок радиоуправления заканчивался, когда ракета находилась на расстоянии около 70 км от цели. В это время Ту-95К находился на расстоянии 270-360 км от цели. Далее ракета управлялась автопилотом «ЯК», а самолет разворачивался и уходил от цели. По истечении отрезка времени, заданного оператором Ту-95К при отключении радиоуправления, ракета переходила в пикирование под углом к горизонту. На заранее заданной высоте производился взрыв атомной или водородной бомбы.

2.Схема наведения самолета-снаряда Х-20.

Схема наведения самолета-снаряда Х-20.

С 15 октября 1958-го по 1 ноября 1959 года прошли Государственные испытания системы. В их рамках провели 16 пусков, из которых 11 признали успешными, хотя фактически требования по точности выполнены небыли. Кроме того, не испытывалась взрыватели СБЧ. В связи с этим 16 и 23 марта провели еще 3 пуска и 9 сентября 1960 года система К-20 (с начала 60-х годов был введен термин «авиационно-ракетный комплекс») была принята на вооружение.

2а.Крылатая ракета Х-20М перед подвеской под Ту-95К.

Крылатая ракета Х-20М перед подвеской под Ту-95КМ.

Выпуск Х-20 вначале планировали развернуть на заводе в Дубне, однако он был загружен опытным производством, и там построили только первые серии изделия. Затем строить самолет-снаряд хотели на столичном заводе № 23, где завершалась постройка бомбардировщиков . В конце концов, производство Х-20 было развернуто на заводе № 86 в Таганроге. Первоначально по существующим нормам поддерживался боезапас из двух Х-20 на каждый Ту-95К, а в последние годы эксплуатации — по одному. После решения ряда вопросов, связанных с обеспечением качества серийной продукции, ОКБ-155 за создание самолета-снаряда Х-20 было награждено Ленинской премией за 1963 год. К этому времени для Х-20 был разработан новый термоядерный заряд, а в конструкцию ракеты внесены некоторые изменения. Новая модификация получила индекс Х-20М. Высота полета Х-20М была доведена до 20 км.

3.Схема наведения самолета-снаряда Х-20 по (оставшейся дальности).

Схема наведения самолета-снаряда Х-20 по «оставшейся дальности».

Серийная ракета, названная Х-20М, была оснащена более совершенной двухступенчатой термоядерной БЧ («изделие 37д») мощностью 3 Мт ТЭ (2,9 Мт по данным испытаний 6.10.57 г.). 29 августа 1959 года первые серийные ракетоносцы Ту-95К прибыли на авиабазу Узин. Ими начал перевооружаться 1006 ТБАП 106-й ТБАД ДА. Затем Ту-95К получили 1226-й полк (79-я ТБАД), а также 182-й Гвардейский Краснознаменный Севастопольско-Берлинский ТБАП и 409-й ТБАП, входящие в 106-ю ТБАД. Всего было построено около 40 самолетов Ту-95К, а затем 25 оснащенных штангой дозаправки Ту-95КД. Для них постоянно имелось 130 самолетов-снарядов Х-20М, а в хранилищах РТБ находилось такое же количество боевых частей.

Крылатая ракета Х-20М. Схема.

Вначале система К-20 предназначалась для нанесения ответного удара по важнейшим стратегическим объектам в глубине территории США. Но низкая эксплуатационная технологичность (в начальный период эксплуатации системы на подготовку и подвеску ракеты требовалось 22 часа) и жесткие ограничения по условиям хранения термоядерных БЧ первого поколения сделало невозможным ведение постоянного боевого дежурства. В связи с этим функции основного средства ядерного противодействия отошли к баллистическим ракетам, а для Ту-95К остались цели, которые выживут после ракетного удара и авианосные группировки в Океане. По требованию Заказчика были проведены специальные испытания, которые должны были подтвердить возможность поражения АУГ ракетой Х-20М. Не смотря на то, что успех в полном объеме не был достигнут, развертывание системы К-20 продолжалось. В частности намечалось выпустить модификацию самолета М-4, оснащенную этим оружием. Но из-за больших размеров ракеты это сделать не удалось.

По ходу эксплуатации ракета и особенно носитель постоянно совершенствовались. Самолеты Ту-95КД были оснащены новым оборудованием и получили индекс Ту-95КМ (комплекс Ту-95К-20). В ходе освоения время подготовки ракеты было снижено до четырех часов, и существенно повысилась ее надежность. Но оставались и недостатки, в частности автосопровождение было неустойчивым и наведение чаще всего выполнялось вручную. Командная радиолиния была подвержена воздействию организованных помех, хотя американцы долгое время считали, что Х-20, как и их AGM-28, оснащена автономной инерциальной системой наведения и не применяли средства РЭБ на частотах канала наведения станции ЯД.

На базе снаряда Х-20 планировалось создать высотную сверхзвуковую мишень М-20, но этому помешала высокая стоимость изделия.

До семидесятых годов снаряд Х-20, совершавший полет на высоте 15 км с числом М=2 был трудной целью для ПВО. Но с появлением истребителей 4-го поколения и новых ЗРК он потерял шансы на прорыв вражеской ПВО. На рубеже восьмидесятых годов самолеты Ту-95К начали оснащать ракетным комплексом К-22 с повышенными характеристиками, что было завершено в середине 1980-х годов.

Крылатая ракета Х-20М на стоянке музея.

Крылатая ракета Х-20М на стоянке музея.

 Модификации:
Х-20 (К-20, «Комета-20») — базовая с ядерной БЧ. Построена небольшая серия. Все израсходованы во время испытаний.
Х-20М — модернизированная. Отличалась увеличенным воздухозаборником, конструкцией сопла, системой запуска двигателя, двухступенчатой термоядерной БЧ от «изделия 37Д» мощностью 3 Мт.
Х-20МБ — модернизированная (проект). Разрабатывалась в 1962-1970 годах.
М-20 — высотная сверхзвуковая мишень (проект).

ТТХ:

Габариты, м
-размах крыла: 9,03
-длина без ПВД: 14,95
-высота: 3,015
-максимальный диаметр фюзеляжа: 1,805
Площадь крыла, м2: 25,14
Стартовая масса, кг: 11800
Масса боевой части, кг: 2300-2500
Запас топлива, л: 5090
Скорость максимальная, км/ч: 2000
Дальность пуска, км
-минимальная: 350
-максимальная: 800
Круговое вероятное отклонение, км: 0,5-1,5
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч: 700-900
Диапазон высот применения, м: 9000-20000.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Крылья Родины. № 3 за 2000 г. Р.Ангельский. «Царь-ракета»: О самолёте-снаряде X-20.