Противокорабельная крылатая ракета Х-35 (3М24).
Разработчик: ОКБ «Звезда» / Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
Страна: СССР / РФ
Начало разработки: 1984 г.
Технические предложения по созданию ракетного комплекса «Уран» с противокорабельной ракетой Х-35, для использования в составе как корабельного, так и вертолётного и самолётного вариантов базирования были выработаны в ОКБ «Звезда» к концу 1977 года.
Разработка корабельного комплекса «Уран» с крылатой ракетой Х-35 для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие — разработчик ОКБ «Звезда» (в настоящее время входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»), главный конструктор — Г.И.Хохлов.
Ракета Х-35 ( заводской номер 3М24) предназначена для поражения боевых (десантных) надводных кораблей и транспортных судов из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно водоизмещением до 5000 т и аналогична по конструкции американской ПКР AGM-84 «Harpoon». Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Может применяться как одиночно, так и в залпе.
На базе Х-35 кроме корабельного комплекса «Уран» созданы — береговой противокорабельный комплекс «Бал», а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов Х-35У и вертолетов Х-35В). Вертолетный вариант ракеты может применяться с вертолетов типа Ка-27, Ка-28 и Ка-32А7, самолетный — с истребителей МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-29СМТ, Су-25ТМ, Су-30МК, Су-35С, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, Су-24М2, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей. Вариант комплекса с размещения ракеты в стандартном 20-футовом контейнере, получивший обозначение Club-K, демонстрировался на МВМС-2011 в Санкт-Петербурге. Комлекс разработан и производится ОАО «Концерн Моринформсистема — «Агат» в кооперации с ОАО «Тайфун» и корпорацией «Тактическое ракетное вооружение».
В настоящее время корпорация «Тактическое ракетное вооружение» предлагает в составе вышеперечисленных комплексов модернизированную ракету Х-35УЭ, обладающую повышенной боевой эффективностью и дальностью полета до 280 км. Х-35УЭ является универсальной, и может использоваться не только для установки на авиационные носители, но и в комплексах противокорабельных ракет типа «Уран-Э» и в комплексах противокорабельных ракет наземного базирования «Бал-Э».
АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» в 2015 году сообщил о возможности размещения ракеты Х-35УЭ на борту палубной версии вертолета Ка-52К в случае модернизации бортовой РЛС. Это позволит повысить дальность обнаружения вертолетом целей в 2 раза, что составляет почти 200 км.
Ракета Х-35 выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет Х-образное складное крыло и оперение большого удлинения. В нижней части корпуса имеется воздухозаборник трапециевидного сечения. Для маршевого полета используется малогабаритный турбореактивный двигатель, работающий на авиационном керосине. Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс.
Ракета Х-35. Рисунок.
Проекции ракеты Х-35. Схема.
Компоновка ракеты Х-35.
Система наведения на конечном участке траектории – активная радиолокационная, способная работать в условиях радиоэлектронного противодействия. Бортовой комплекс управления с комбинированной (инерциальная, активная радиолокационная) системой наведения и радиовысотомером позволяет ракете совершать полет к цели на предельно малых высотах с высокой дозвуковой скоростью. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН.
Радиолокационная головка самонаведения АРГС-35 разработана ОАО НПП «Радар ММС». Она обеспечивает: обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту (пеленгу) и углу места, дальности (дистанции) до цели и скорости сближения с целью, выдачу координат цели в систему наведения ракеты. Головной обтекатель ГСН выполнен из стеклотекстолита ЭДТ-10кв ( разработчик — НИИ неметаллических материалов, изготовитель — НПП «Технология» г. Обнинск ). Обтекатель весом 2 кг обеспечивает: угловые ошибки — не более 25 ‘, радиопрозрачность — не менее 85%.
Радиолокационная головка самонаведения АРГС-35.
Система управления модернизированной ракеты Х-35УЭ дополняется системой спутниковой навигации и новой активно-пассивной радиолокационной ГСН. Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН Х-35УЭ — 50 км. Дальность полета Х-35УЭ увеличена до 260 км. Ракета получила принципиально новые качества: четыре пункта перемены маршрута, возможность огибания островов, атаки целей в узкостях, фьордах и прибрежной полосе.
Проникающая осколочно-фугасно-зажигательная боевая часть ракеты позволяет надежно поражать надводные суда водоизмещением до 5000 т. Боевая эффективность ракеты повышается за счет полета на предельно малых высотах (3-5 м в зависимости от высоты волн), что значительно усложняет ее перехват корабельными антиракетными системами, и тем, что пуск ракеты производится без входа носителя в зону ПВО атакуемых кораблей ( см. зоны применения ). Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы, время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 сек.
Для авиационного варианта ракеты Х-35 используются авиационные пусковые установки (АПУ), которые предназначены для надежного крепления ПКР к носителю и обеспечения связи бортовой аппаратуры системы управления с самолетными или вертолетными приборами системы наведения и обеспечения ракеты. В качестве АПУ могут использоваться АПУ-78 или АКУ-58.
Авиационный вариант ПКР Х-35У. Схема.
Авиационное катапультное устройство АКУ-58. Схема.
К основным достоинствам ракеты Х-35 можно отнести:
— низкая высота полета обеспечивает незаметный подлет ПКР к атакуемому кораблю, что вызывает трудности по её обнаружению и поражению средствами ПВО корабля;
— малые габариты ракеты снижают её ЭПР;
— значительный боекомплект ракет Х-35 на носителе (8-16 ракет) не требует их большого количества;
— возможность стрельбы залпом (интервал 3с.) позволяет повысить вероятность поражения корабля противника;
— комбинированная система управления (инерциальная + активная радиолокационная ) снижает заметность ПКР на начальном участке полета и повышает её устойчивость в бою;
— возможность поражения кораблей различных классов: корвет, эсминец, ракетный катер и т.д.( водоизмещением до 5000 т);
— поставка Х-35 с завода-изготовителя в ТПК обеспечивает быструю и безопасную замену в базе;
— использование новой системы управления, обработки и отображения информации позволяет эффективно поражать боевые корабли и транспорты противника;
— большой задел для модернизации, например, использование более энергоемкого топлива позволяет значительно увеличить дальность полета.
К основным недостаткам можно отнести:
— недостаточная дальность полета, при которой сохраняется опасность вхождения носителя в зону ПВО;
— относительно низкая скорость полета повышает вероятность поражения ракеты средствами ПВО атакуемого корабля;
— система управления не позволяет поражать береговые и наземные цели.
Модификации:
Х-35 (3М24) — ПКР для береговых комплексов и надводных кораблей.
Х-35Э (3М24Э) — экспортный вариант Х-35.
Х-35У — унифицированная ПКР для ВМФ России, дальность пуска 260 км.
Х-35УЭ — экспортная версия Х-35У — унифицированная. В 2009 году была представлена значительно переработанная модификация ракеты Х-35, получившая обозначение Х-35УЭ. Был использован новый, вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, изменена конструкция воздушного канала, что позволило увеличить запас топлива. Эти меры привели к увеличению максимальной дальности стрельбы ракеты в два раза — до 260 км. В ракете была применена новая комбинированная система наведения, включающая кроме применявшихся ранее инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения также спутниковую навигацию. Модернизированная активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения «Грань-К» позволяет захватывать цели на дальности 50 км, против 20 км у базового варианта. Статус (по состоянию на 17 августа 2011 года): проходит испытания. Диапазон поворота достиг 130°. Имеет корабельное, вертолётное, береговое и самолётное базирование. Высота полёта 10 — 15 метров на маршевом участке и 3 — 4 при выходе на цель. Масса боевой части 145 кг.
Х-35В — ПКР для вертолётов.
Х-35ЭВ — экспортный вариант ПКР, адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме, для корабельного ракетного комплекса «Уран-ЭВ», работы по которому ведутся корпорацией «КТРВ» в интересах ВС Вьетнама.
3М-24ЭМБ — учебные варианты ракет, поставлявшиеся во Вьетнам.
Комплекс Club-K — контейнерный вариант комплекса — разработан концерном «Моринформсистема-Агат» и позиционируется как наземный или корабельный вариант комплекса. Пусковая платформа и весь комплекса оборудования размещаются внутри стандартного морского контейнера.
ТТХ ракеты Х-35У:
Длина ракеты, мм: 4400
Макс. диаметр корпуса, мм: 420
Размах крыльев, мм: 930
Стартовый вес (без ускорителя), кг: 480
Стартовый вес (с ускорителем), кг: 630
Вес боевой части, кг: 145
Дальность действия, км: 5-130
Скорость полета, м/с: 300
Высота полета на маршевом участке, м: 5-10
Высота полета на конечном участке, м: 3-5
Дальность действия ГСН АРГС-35, км: 20
Зона обзора ГСН АРГС-35:
— по азимуту — сектор 90°
— по углу места — от -20° до +10°
Высота пуска с самолета носителя, м: 200-5000
Скорость носителя, км/ч: 600-1100
Ракета Х-35У в стартовой конфигурации.
МиГ-29КУБ с ракетой Х-35У.
Ка-27ПЛ с ракетой Х-35В.
Пуск ракеты Х-35В.
Сборка ракет Х-35.
.
.
Список источников:
И.С.Голубев, А.В.Самарин, В.И.Новосельцев. Конструкция и проектирование летательных аппаратов.
А.В.Карпенко, С.И.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
Независимое военное обозрение. 20.01.2012 г. Г.Старых. «Уран-Э»: рождение конструкторского замысла.
Популярная механика. 2005 г. А.Б.Широкорад. Оружие Посейдона: противник будет поражён.
Сайт «Уголок неба.» 2003 г. страница: «X-35 УРАН Тактическая противокорабельная ракета».