Управляемая ракета средней дальности К-9 (К-9-155, «изделие 90»).
Разработчик: ОКБ-134
Страна: СССР
Начало испытаний: 1961 г.
К-9 — опытная ракета класса «воздух-воздух» для истребителя-перехватчика Е-152. Создание ракеты с радиолокационной ГСН задано Постановлением Совмина СССР № 419-198сс от 16.04.1958 г. и Приказом ГКАТ №211сс/ов от 17.06.1958 г. КБ заводе № 134 ГКАТ, главный конструктор — И.И.Торопов. Создание системы наведения ракеты поручено КБ-1 ГКРЭ. Планировалось сдать опытные образцы ракет на совместные летные испытания во 2-м квартале 1960 года. Но в 1959 году принято решение о передаче разработки ракеты К-9 создателям самолетов-носителей для неё — в ОКБ-155 Микояна и Гуревича (ракета К-9-155, самолет Е-152), разработка ракеты К-9-155 велась конструкторской бригадой под руководством В.Г.Коренькова и в ОКБ-51 П.О.Сухого (ракета К-9-51, самолет Т-37).
Ракета предназначалась для всеракурсного поражения воздушных целей. Предполагалось, что ракета войдет в состав автоматизированного комплекса перехвата воздушных целей с автоматизированной системой управления «Ураган-5». Но к моменту выхода ракет на испытания тема «Ураган-5» оказалась уже закрытой и доводка и испытания ракет проводились в рамках работ по комплексу перехвата Е-152-9 в 1961 году с самолетом Е-152 и системой управления «Ураган-5Б».
Для проведения испытаний планировалось произвести 20 ракет в четырех вариантах — баллистический, программный, телеметрический и боевой (изделия 91, 92, 93 и 90, соответственно). Планировалось произвести 20 «изделий 91», 5 «изделий 92», 5 «изделий 93» и 2 изделия «90». Чертежи на «изделия 91» и «92» сданы в производство в середине 1959 года. К концу 1959 года завершена работа по чертежам остальных изделий и выпущены первые 6 шт «изделия 91», начато изготовление «изделий 92». До конца 1960 года фактически собраны 21 шт «изделие 91», 7 шт «изделие 92», 4 шт «изделие 93». Выпуск боевого варианта ракет откладывался из-за недоработанности и непоставки комплектующих по линии КБ-1 (автопилоты, блоки питания и ГСН) и завода № 567 (телеметрические станции БР-6А). Так же по состоянию на 1960 год для испытаний комплекса готовились четыре самолета-носителя — Е-150, два Е-152 и Е-152А. Для летных испытаний ракеты К-9 предназначались только Е-152-2, Е-152А и, позже, Е-152М (с ракетами К-9 или К-80Р).
В 1961 году для испытаний опытным производством ОКБ-155 выпущено 26 ракет К-9 («изделие 90» — 3 шт, «изделие 91» — 6 шт, «изделие 92» — 11 шт, «изделие 93» — 6 шт). В начале 1961 года произведено три пуска ракет К-9 с АПУ, установленной на наземном стенде. Летные испытания проводились на полигоне ГК НИИ ВВС в течение 1961 года с использованием самолета-носителя Е-152А. Всего произведено 10 пусков ракет К-9 (5 — «изделие 91» и 5 — «изделие 92»). В результате испытаний аэродинамические и баллистические расчетные характеристики ракеты подтверждены. На полигоне ГСКБ-47 проведена наземная отработка боевых частей для ракеты. Так же проведены лабораторные и стендовые испытания систем, математическое и физическое моделирование поведения ракеты на всех режимах, а также расчет эффективности боевых ракет в НИИ-2 ВВС СССР. В течение 1961-1962 годов макеты ракет К-9 прошли облет на Е-152-1.
Применение ракет К-9 и в дальнейшем К-9М предполагалось на перехватчике Е-155П в составе комплекса перехвата С-155.
Конструкция — ракета нормальной аэродинамической схемы с поворотным крылом и стабилизатором с элеронами. Расположение крыльев и стабилизаторов — Х-образное. Управление по продольному каналу производилось поворотным крылом. Управление по крену осуществлялось четырьмя элеронами, установленными на неподвижном стабилизаторе. Для повышения демпфирования по крену на стабилизаторах установили четыре роллерона. Масса ГСН — 15 кг. Двигатель — РДТТ однокамерный двухрежимный (двухшашечный) ПРД-56.
Ракета предназначена для атаки воздушных целей с передней и задней полусфер — в т.ч. на встречных и пересекающихся курсах — т.е. является всеракурсной. Принцип наведения — параллельное сближение с минимальной угловой скоростью линии ракета-цель.
Наведение — полуактивное радиолокационное с блоком радиоуправления импульсного действия ЦР-1 и автопилотом АПЦ-18 (с 1960 года — доработанный вариант). Для приема сигналов излучения самолетной РЛС, для синхронизации с отраженным от цели сигналом, на оперении ракеты устанавливались антенны-штыри канала синхронизации. В дальнейшем штыри-антенны заменены антеннами-пластинами на корпусе ракеты. Разработчик системы наведения — КБ-1 Министарства вооружений СССР.
Модификации:
— К-9 — первоначальное ТТЗ на создание ракет для перехватчиков ПВО ОКБ Сухого и МиГ.
— К-9-51 — проект ракеты К-9 разработки ОКБ-51 П.О.Сухого.
— К-9-155 — проект ракеты К-9 разработки ОКБ-155 Микояна и Гуревича.
— «изделие 90» — боевой вариант ракеты К-9-155 для проведения испытаний.
— «изделие 91» — баллистический ракеты К-9-155 для проведения испытаний. Ракета предназначена для определения баллистических и аэродинамических характеристик, а так же для проверки двигателя.
— «изделие 92» — программный вариант ракеты К-9-155 для проведения испытаний. Ракета предназначена для проверки работы
автопилота и других систем (кроме системы наведения и боевой части) в полете. Ракета оснащена блоком записи и передачи данных на землю.
— «изделие 93» — телеметрический вариант ракеты К-9-155 для проведения испытаний. Ракета предназначена для проверки работы всех систем ракеты (в т.ч. системы наведения и радиовзрывателя) без подрыва БЧ ракеты.
— К-9М / К-90 — модернизированный вариант раекты планировалось создать, проработка велась в ОКБ-155 не ранее 1961 г. Предполагалось в два раза уеличить дальность пуска. Ракета должна была войти в систему перехвата С-155 с перехватчиком Е-155 (4 ракеты, РЛС «Смерч-А»).
ТТХ:
Длина, мм: 4450
Диаметр корпуса, мм: 245
Размах крыла, мм: 1165
Размах стабилизатора, мм: 1355
Масса, кг: 245
Масса БЧ, кг: 27
Двигатель: РДТТ ПРД-56
Тяга двигателя, кг
стартовая: 5500
маршевая: 2500-3000
Масса РДТТ, кг: 103
Скорость полета, м/с: 1400
Дальность действия, м: 9000
Тип БЧ: осколочно-фугасная БЧ с предохранительным механизмом И-60 и импульсным радиовзрывателем ЦРВ-1
Радиус поражения, м: 20-30.
Ракета К-9.
Ракета К-9 на истребителе Е-152А.
Истребитель Е-152-1 с ракетами К-9.
Истребитель Е-152-1 с ракетами К-9.
Истребитель Е-152А с ракетами К-9.
Ракета К-9. Рисунок.
Компоновка ракеты К-9. Схема.
К-9. Схема.
.
.
Список источников:
Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух».
В.Марковский, К.Перов, Ракета находит цель.