Авиационная торпеда ТАВ-15.

Разработчик: Остехбюро
Страна: СССР
Начало разработки: 1922 г.
Принятие на вооружение: 1932 г.

В русском флоте идея торпедоносной авиации зародилась в годы Первой Мировой войны. К концу войны в КБ Д.П.Григоровича был создан первый в мире специально спроектированный самолет-торпедоносец — ГАСН (ГидроАэроплан Специального Назначения). ГАСН мог нести торпеду весом около 1 т. Однако перевороты 1917 года прервали все работы с авиационным торпедометанием.

В СССР авиационными торпедами впервые в 1922 году занялось «Остехбюро». Сейчас название «Особое техническое бюро» известно лишь узкому кругу историков техники. А в 1920-х гг. это было самое крупное военное КБ. Точнее, это было не КБ, а целая империя, которой руководил Владимир Иванович Бекаури. Начало работам положило изобретение В.И.Бекаури прибора, обеспечивающего движение торпеды по спирали. Торпеды сбрасывались с высоты в несколько километров и снижались на парашютах. После приводнения и выхода на установленную глубину торпеда шла по кругу или по спирали.

Позже наши историки будут утверждать, что «мудрый» Бекаури собирался применить «высокие» торпеды по вражеским конвоям. А на самом деле Бекаури пообещал нашим политикам и адмиралам за один день, не много ни мало, уничтожить британский «Гранд Флит». Наши малограмотные партаппаратчики и столь же малограмотные военморы всерьез полагали, что в один прекрасный день весь британский флот попрет в лобовую атаку на Кронштадт и Севастополь, а японский флот, соответственно, на Владивосток. Линкоры и крейсера подойдут к берегу и откроют огонь из орудий калибра 406-152 мм. Красный же флот в 20-х годах уступал британскому по огневой мощи более чем на порядок, да и то только на бумаге. Техническое же состояние как советских кораблей, так и батарей береговой обороны оставляло желать лучшего.

И вот незабвенный Владимир Иванович предлагает план разгрома супостатов: несколько десятков советских самолетов сбрасывают по курсу вражеских линкоров и крейсеров мины МАВ-1 и «высокие» торпеды. Часть кораблей противника подрывается, а остальные теряют строй и в беспорядке ищут спасения. Но тут вдело вступают «низкие» самолеты-торпедоносцы, а также радиоуправляемые торпедные катера и сверхмалые подводные лодки. В итоге «Гранд Флит» полностью разбит.

В 1922 году в Кронштадте начались морские испытания циркулирующих торпед. Вскоре по заказу Морских сил РККА Остехбюро приступило к разработке целой серии таких систем. Действовали они все по единому принципу. Торпеды сбрасывались с высоты в несколько километров и снижались на парашютах. После приводнения и выхода на установленную глубину торпеда шла по кругу или по спирали.

Первой разрабатываемой системой высотного торпедометания, стала система ВВС-10/15. Она предназначалась для самолетов ТБ-1 и МР-6. Ее исходным образцом была 45-сантиметровая укороченная лодочная торпеда «45-15» образца 1910-1915 годов. Сброс торпеды осуществлялся с высоты 2000-3000 м. Спускалась она на трех парашютах. После приводнения в зависимости от установленного в ней прибора торпеда двигалась по одной из двух траекторий: либо по кругу (с прибором ВС — «водяная спираль»), либо по раскручивающейся спирали (с прибором НВС — «наружно-водяная спираль»). ВВС-10/15 стала не только первой отечественной, но и первой в мире системой высотного торпедометания.

Торпеды ВВС-10/15 изготавливались на заводе «Двигатель» в Ленинграде. К январю 1930 года собрали 60 торпед, в работе находилось еще 30. С марта 1931 года «Остехбюро» приступило к испытаниям в районе Качи (20 км от Севастополя).

19 сентября 1931 года в ходе имитации атаки ТБ-1 на линкор «Парижская Коммуна» торпеду сбросили с 2000 м, и она прошла мимо цели. В октябре 1931 году учебную атаку провела пара ТБ-1 во время учений флота. Сбросили две торпеды по буксируемому щиту в 15 милях от Херсонесского маяка. Потом сбрасывали по неподвижным целям — пятнам краски на воде. Всего до 14 ноября провели 9 сбросов с 2000-3000 м, но только 4 раза сбрасывали торпеды с ходом.

Несмотря на ряд недостатков, комиссия под председательством начальника ВВС ЧМ В.К.Лаврова признала испытания успешными. На совещании, состоявшемся 14 марта 1932 года у заместителя начальника УВВС Меженинова, приняли решение провести дополнительные испытания, и только после этого торпеда ВВС-10/15 в 1932 году поступила на вооружение под названием ТАВ-15 (торпеда авиационная, высотная).

В последующем торпеды TAB-15 были признаны малобоеспособной системой вооружения. 8 сентября 1937 года Бекаури был арестован, а «Остехбюро» разделено на три самостоятельных отраслевых института — НИИ-20, НИИ-22 и НИИ-36. При этом морская тематика, в том числе торпеды, была отдана НИИ-36. Следует отметить, что за 16 лет своего существования «Остехбюро» не создало ни одного эффективного образца вооружения, несмотря на огромные затраченные средства.

ТАВ-15. Компоновочная схема.

Схема подвески высотной торпеды ТАВ-15 на самолете ТБ-1.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. Торпедоносцы в бою.
А.Артемьев. Авиационные торпеды.