Снижена высота применения катапульты – летчик может покинуть самолет даже во время взлета и посадки.

Специалисты НПП «Звезда», входящего в «Технодинамику», расширили возможности катапультного кресла пилотов ПАК ФА. Кроме того, холдинг разрабатывает новые противоперегрузочные костюмы для летчиков истребителей пятого поколения.

Как рассказал ТАСС генеральный директор – главный конструктор «Звезды» Сергей Поздняков, возможности катапультного кресла для ПАК ФА значительно расширились по сравнению с предшествующими вариантами.

«Работать в нем могут и хрупкие женщины, и высокие мужчины: вес пилотов находится в диапазоне от 45 до 110 кг. Сильно развился «интеллект» системы автоматики: благодаря встроенным датчикам ввод парашюта точно определяется даже при отсутствии в момент катапультирования информации о скорости полета с бортовых систем самолета», – пояснил он.

За счет быстродействия автоматики снижена высота применения катапультного кресла. Теперь летчик может покинуть самолет даже на поверхности земли, например при аварии во время взлета и посадки. При этом решение о катапультировании пилот по-прежнему принимает сам. Однако конструкторы работают и над этим.

«В стрессовой ситуации теряется ощущение высоты и пространственного положения, человек не успевает принять верное решение и реализовать его. Нужна автоматика, которая будет анализировать ситуацию и давать за летчика команду на спасение в критической ситуации», – пояснил Сергей Поздняков.

Кроме новой катапульты, на предприятии разрабатывается и компенсационный костюм для пилотов ПАК ФА. Как отмечают специалисты, это необходимо по причине того, что на истребителях пятого поколения летчики испытывают большие перегрузки, нежели их коллеги, летающие на самолетах четвертого поколения.

Если раньше пневмоподушки обжимали ноги и живот летчика, предотвращая отток крови от головы и потерю сознания, то новый костюм покрывает и руки, обеспечивая переносимость девятикратных ускорений в течение 30–40 секунд. Введено упреждающее срабатывание защиты: получив информацию от бортовой ЭВМ, костюм надувается до того, как наступает перегрузка.

«Это значительно повышает переносимость перегрузок в высокоманевренном полете. Правда, после первой же примерки летчики сказали, что в новом костюме жарко, он слишком плотный. Сейчас все наши усилия направлены на обеспечение комфорта летчику без потери достигнутых свойств костюма», – рассказал Сергей Поздняков.

НПП «Звезда» имени академика Г.И.Северина – разработчик систем жизнеобеспечения высотных и космических полетов, средств спасения и дозаправки в воздухе.

 

Источник.