Проект автожира ЦАГИ А-10.

Разработчик: ЦАГИ
Страна: СССР
Проект 1937 г. 0.а-10

Впервые обозначение А-10 использовали в 1933 году при проектировании шестиместного пассажирского автожира под двигатель М-22 мощностью 480 л.с. На стадии разработки эскизного проекта общее руководство работами осуществлял Н.К.Скржинский. Сама идея создать такой многоместный аппарат возникла сразу после начала испытаний автожира А-4. Настроение конструкторов тогда было вполне оптимистичным, поэтому они смело замахнулись на крупную и тяжелую машину.

А-10 создавался как автожир крылатого типа с трехлопастным ротором, раскручиваемым перед стартом. Однако уже в ходе проектирования возникло достаточное количество проблем, поставивших под сомнение успех задуманного. С одной стороны, испытания и доводка А-4 проходили не столь успешно, с другой, сама выбранная схема представлялась устаревшей – на очереди стояли автожиры бескрылого типа с непосредственным управлением втулкой ротора. В результате реализацию А-10 признали нецелесообразной и его разработку прекратили.

Вторично обозначение А-10 использовали в 1937 году при проектировании небольшого многоцелевого автожира, в котором предполагалось реализовать весь предыдущий накопленный опыт. Этот А-10 создавался как бескрылый автожир с непосредственным управлением несущим ротором, способным осуществлять взлет без разбега, т.е. «прыгающий автожир». Представлял собой двухместный аппарат с трехлопастным ротором, предназначался для разведки и связи. Первоначально создавался под двигатель М-11 по проекту В.А.Кузнецова. Позднее было разработано еще несколько проектных вариантов с двигателем МВ-4 (Рено «Бенгали») мощностью 140 л.с. Автором этих проектов являлся Н.К.Скржинский.

В конце 1938 года А-10 с МВ-4 включили в план опытных работ наркомата авиапромышленности. Указывалось, что данный автожир является металлическим, по типу С-30 и строится как экспериментальный аппарат. Вооружение отсутствовало. Известно, что работы по созданию А-10 продолжались до 1940 г., однако в связи с угасанием интереса к автожирам были прекращены.

Согласно ТТТ НИИ ВВС А-10 должен был обладать следующими основными характеристиками:

Диаметр ротора,м: 12,0
Длина без ротора,м: 6,22
Колея шасси,м: 2,6
Вес пустого,кг: 566
Полетный вес,кг: 850
Скорость максимальная,км/ч: 165
Скорость минимальная,км/ч: 45
Практический потолок,м: 3500.

1.Продувочная модель автожира А-10 в масштабе 1-8.

Продувочная модель автожира А-10 в масштабе 1:8.

2.Автожир А-10 (эскизный проект 6-й вариант) 1939 г.

Автожир А-10 (эскизный проект 6-й вариант) 1939 г.

.

.

Источник:
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.