Лёгкий самолёт Г-10.
Разработчик: Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.
Этот небольшой спортивный высокоплан начал проектироваться уже в МКБ, а его изготовление завершилось в 1933 году. В статье, помещенной в журнале «Самолет» № 1 за 1934 год, конструктор В.К.Грибовский так излагал идею самолета Г-10: «Развитие спортивной авиации, развертывание сети аэроклубов, большое количество летного состава, нуждающегося в постоянной тренировке, вызывает колоссальный расход горючего и капитальные затраты на постройку ангарной площади, задерживает темпы развития спортивной авиации. Одним из основных путей сокращения этих расходов является введение в нашу систему дешевого, маломощного, с малыми габаритами самолета, с летной стороны отвечающего всем требованиям тренировщика. Если мы сравним стоимость самолета со 100-сильным мотором и мотором в 65 л.с. мы получим 65% экономии, в то же самое время у нас примерно на 40% сократится расход горючего. Требование на ангарную площадь убавится больше чем на 50%, кроме того, мы получим еще целый ряд эксплуатационных выгод.»
В октябре-ноябре 1933 года самолет Г-10, оснащенный опытным отечественным двигателем М-23 мощностью 65 л.с., успешно прошел государственные испытания на летно-испытательной станции ВВА им. Н.Е.Жуковского. Кроме ведущего летчика-испытателя Т.Т.Алтынова, в облете самолета приняли участие еще семь летчиков из НИИ ВВС, Военно-Воздушной академии им. Жуковского, ОСОАВИАХИМа и одного из авиазаводов. В отзывах летчиков отмечалось, что Г-10 может быть использован в качестве спортивно-тренировочного для аэроклубов, школ ВВС и ГВФ.
Двигатель М-23, однако, разделил судьбу многих опытных изделий и в серию не пошел. По этой причине Г-10 длительное время не эксплуатировался и хранился в ангаре.
В начале 1935 года известный летчик-спортсмен Центрального аэроклуба СССР Н.Д.Федосеев предложил включить самолет в намеченный на сентябрь года круговой перелет спортивных самолетов протяженностью 5500 км. (Перелет этот неоднократно будет упоминаться в дальнейшем, в частности, в связи с самолетами Г-15 и Г-20. Поэтому уместно привести его полный маршрут: Москва — Горький — Казань — Сарапул — Пермь — Свердловск — Челябинск -Магнитогорск — Оренбург — Куйбышев — Саратов — Сталинград — Луганск — Сталине — Днепропетровск — Киев — Брянск — Москва).
Для осуществления своего предложения Федосеев нашел старенький двигатель «Walter» мощностью 65 л.с., лично перебрал его и установил на самолет.
Перелет, как и планировалось, занял 7 дней. Г-10 шел вне конкурса, так как имел мотор меньшей мощности, чем остальные машины, оснащенные серийными М-11. Несмотря на это, Г-10 успешно прошел весь маршрут, практически наравне с другими участниками. Летчик Федосеев за проявленную инициативу и успешный перелет был награжден призом Наркомата обороны СССР — золотыми часами.
Отсутствие серийных отечественных моторов мощностью порядка 60 л.с. не позволило внедрить Г-10 в более широкую эксплуатацию, и все ограничилось постройкой единственного экземпляра.
ЛТХ:
Модификация: Г-10
Размах крыла, м: 8,40
Длина самолета, м: 5,60
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 11,00
Масса, кг
-пустого самолета: 330
-максимальная взлетная: 505
Тип двигателя: 1 х ПД «Walter»
-мощность, л.с.: 1 х 60
Максимальная скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 138
Практическая дальность, км: 700
Продолжительность полета, ч: 4
Скороподъемность, м/мин: 200
Практический потолок, м: 5200
Экипаж, чел: 2.
Легкий самолет Г-10 на аэродроме. 1933 г.
Легкий самолет Г-10 на аэродроме.
Легкий самолет Г-10.
Легкий самолет Г-10.
Легкий самолет Г-10.
Г-10 под крылом АНТ-14.
Носовая часть самолета Г-10.
Г-10. Рисунок.
Г-10. Чертеж.
Г-10. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Журнал «Авиация и Космонавтика». Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского.
Журнал «Самолет» № 9 за 1935 г. В.Грибовский. Легкие самолеты Г-10, Г-15, Г-20.