Планеры АВФ-5; -14.
Разработчик: Ильюшин
Страна: СССР
Первый полет: 1924 г.
Помогая другим, С.В.Ильюшин напряженно работал и над проектами своих планеров. Анализируя результаты первых планерных испытаний, развитие планерного спорта за рубежом, прежде всего в Германии, Ильюшин пришел к выводу, что для массовой подготовки молодых планеристов необходимо иметь три типа планеров -учебный, тренировочный и планер-паритель. Над проектами таких планеров АВФ-4, АВФ-14 и АВФ-5 Сергей Владимирович напряженно работал вплоть до весны 1924 года. Здесь впервые проявляется такая характерная черта творческой деятельности С.В.Ильюшина, как комплексный подход к решению поставленной задачи.
Планер-паритель АВФ-5 «Мастяжарт-2» коренным образом отличался от своего одноименного предшественника 1923 года. Это был расчалочный моноплан-парасоль с крылом большого удлинения (12,5), что позволяло повысить аэродинамическое качество планера и улучшить его планирующие свойства. Отличительной чертой АВФ-5 являлось устройство поперечного управления: элероны отсутствовали, а вместо них применялось «гоширование» — искривление поверхности самого крыла. Такое поперечное управление, которое ранее устанавливалось на первых самолетах типа «Ньюпор» и «Моран», было применено, по всей вероятности, для уменьшения веса и упрощения конструкции крыла. Строили планер в планерном кружке Мастерских тяжелой артиллерии в Лефортове.
Тренировочный планер АВФ-14 был создан в мастерской Академии Воздушного Флота. Он представлял собой свободнонесущий моноплан с крылом большого удлинения (13,6), укрепленным сверху относительно невысокого фюзеляжа. Крыло в плане имело дугообразную переднюю и прямую заднюю кромки, большую долю задней кромки крыла занимали элероны. Летчик помещался в кабине фюзеляжа перед передней кромкой крыла.
Сейчас трудно представить, как удавалось С.В.Ильюшину совмещать напряженную учебу в Академии Воздушного Флота и общественную работу в ОДВФ с проектированием и постройкой планеров. Он всегда аккуратно и точно, два раза в неделю, появлялся в кружках, где строились его планеры, проверял ход работ, принимал решения при возникновении конструктивных неувязок, давал задания кружковцам на следующую неделю. И это в то время, когда, учитывая тогдашнее состояние общественного транспорта в Москве, добраться из Петровского парка до Сущевского вала, а тем более в Лефортово было очень трудно. Без сомнения вся эта напряженная работа способствовала формированию в характере С.В.Ильюшина организованности, умения рационально планировать и распределять свое время, лаконично и четко излагать свои мысли товарищам по работе.
Постройка всех трех планеров была закончена к осени 1924 года. Учитывая организационные способности и авторитет С.В.Ильюшина, руководство ОДВФ приняло решение назначить его председателем оргкомитета по проведению вторых Всесоюзных планерных испытаний. К участию в этих испытаниях в планерных кружках Москвы и других городов страны подготовили уже 48 планеров — рекордных, тренировочных, учебных и экспериментальных. Технический комитет снова возглавил профессор В.П.Ветчинкин. По сравнению с прошлогодними испытания на прочность проводились по более совершенной методике — планеры-монопланы в перевернутом положении устанавливались на козлы, после чего на крылья в определенном порядке накладывались мешки с песком, создавая двукратное нагружение конструкции крыла. При этом измерялась величина прогиба крыла. После таких испытаний к полетам было допущено 42 планера.
7 сентября 1924 года С.В.Ильюшин от имени ОДВФ СССР объявил вторые Всесоюзные планерные испытания открытыми. В них участвовали все три планера Ильюшина. Среди них наибольшее количество полетов было выполнено на АВФ-4 «Рабфаковец». Планер обнаружил полную пригодность для учебных целей. По воспоминаниям В.С.Пышнова, летавшего на «Рабфаковеце», «…планер легко взлетал, хорошо управлялся и летал на небольшой скорости, так что инструктор мог бежать около планера и давать курсанту указания». На этом планере было выполнено большое число полетов, и для многих планеристов полет на «Рабфаковце» явился своеобразным воздушным «крещением».»
После завершения испытаний АВФ-4 получил вторую премию по классу учебных планеров, и его чертежи с описанием постройки были размножены для планерных кружков ОДВФ. Интересно отметить, что спустя полвека одним из наиболее удачных отечественных планеров первоначального обучения, строившегося в большой серии, был признан планер литовского конструктора Б.И.Ошкиниса БРО-11, схема и конструкция которого имели большое сходство с планером АВФ-4 «Рабфаковец».
Планер-паритель АВФ-5 «Мастяжарт-2» первый полет выполнил с вершины горы Узун-Сырт под управлением летчика Б.Н.Кудрина. Полет показал хорошие летные качества планера, послушность управлению. Однако во время этого полета обнаружилось, что большой размах и недостаточная жесткость крепления крыла из-за применения гоширования приводят к сильному прогибу крыла под действием восходящих потоков. В связи с этим С.В.Ильюшин, во избежание излишнего риска, распорядился выполнять полеты на этом планере только с пологих склонов.
Тренировочный планер АВФ-14 также выполнил ряд удачных полетов, но пилотирование затрудняло слишком низкое расположение крыла: как при взлете, так и при посадке существовала опасность соприкосновения крыла планера с землей и его поломки.
С.В.Ильюшин внимательно следил за полетами своих планеров, сам подлетывал на «Рабфаковце», но практически все его время на этих испытаниях занимала работа в Техническом комитете. И неудивительно: в испытаниях принимали участие планеры самых разнообразных конструкций — монопланы, бипланы, бесхвостки, они отличались между собой по силовым схемам, конструкции, производственному исполнению, порой кустарному. Все эти машины следовало изучить, проверить их расчеты, оценить прочность, устойчивость и управляемость и после этого разрешить полеты — или с пологих склонов горы, или с вершины горы Узун-Сырт. Однако, несмотря на принятые меры, вторые Всесоюзные планерные испытания были омрачены тяжелыми летными происшествиями.
11 сентября погиб слушатель академии летчик П.Н.Клементьев, летевший на планере АВФ-11 собственной конструкции. Взлет с вершины горы прошел вполне благополучно, и планер стал плавно скользить вдоль гребня горы. Через некоторое время планер накренился, крен быстро увеличивался, раздался треск, и крылья планера сложились кверху… Еще до этого рокового полета по рекомендации Ильюшина на АВФ-11 было усилено крыло, но видимо применявшееся Техкомом прочностное испытание планеров на двукратную нагрузку оказалось недостаточным. После этой трагедии по настоянию С.В.Ильюшина все планеры, предназначенные для полетов со склонов горы Узун-Сырт, вторично подвергли тщательной проверке, вплоть до осмотра мельчайших болтиков и шплинтов. Тем не менее, 23 сентября произошла еще одна трагедия. Летчик К.А.Рудзит на планере «Бумеранг» совершил планирующий полет с горы в долину. После посадки планер, оставленный без присмотра, опрокинуло порывом ветра. Аппарат не получил видимых повреждений, однако второй полет К.А.Рудзита на планере «Бумеранг» закончился для него гибелью: в воздухе у планера разрушились крылья.
Эти трагические случаи без сомнения определили ту характерную в последующем для С.В.Ильюшина строгость в оценке рассматриваемой конструкции, его стремление в процессе проектирования и разработки рабочих чертежей нового самолета обеспечить высокий уровень надежности и безопасности полета для экипажа и пассажиров.
ЛТХ:
Модификация: АВФ-5 / АВФ-14
Размах крыла, м: 16,00 / 15,20
Длина , м: 7,60 / 7,43
Относительное удлинение: 7,00 / 12,50 / 13,60
Высота, м: 1,06 / —
Площадь крыла, м2: 20,50 / 17,00
Масса, кг
-пустого: 90 / 80
-полетная: — / —
Макс. аэродинамическое качество:- / —
Экипаж, чел: 1 / 1.
Планер АВФ-5 «Мастяжарт 2».
Планер АВФ-14.
АВФ-5 «Мастяжарт 2». Схема.
АВФ-14. Схема.
.
.
Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин АВФ-4/5/14».
Журнал «Самолет» № 1 (15) 1925 г. Красвоенлет Шмелев. II-е Всесоюзные планерные испытания.