Истребитель-перехватчик МиГ-21МТ.
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1971 г.
В 1971 году был выпущен вариант МиГ-21МТ (изделие 96Б). Самолет представлял собой модификацию истребителя-перехватчика МиГ-21М с двигателем Р-13Ф-300. Запас топлива на самолете был увеличен до 3250 л. Дополнительное топливо размещалось в накладном 900 л. баке, который находился между кабиной пилота и килем. Вооружение, РЛС, приборное и авиационное оборудование идентичны самолету МиГ-21МФ, за исключением дополнительной приставки контрольного ответа СБКО-2 (изделие 81, «Заря»). Которые, как известно на экспортных машинах не устанавливались. На заводе «Знамя Труда» в 1971 году построено 15 экземпляров.
Вот что написал в своих воспоминаниях ветеран 234 гиап Георгий Аршакович Лалаев:
«…В 1971 году нашу эскадрилью (2 аэ 234 гиап) начали срочно переучивать на самолет МиГ-21МТ (многотопливный). Высокие начальники хотели удивить Европу — из Москвы долететь до Парижа с дружественным визитом без посадки. У этого самолета был большой накладной бак на 900 литров (а обычный — 320 литров) и четыре подвесных топливных бака (ПТБ) по 500 литров под плоскостями. Однако после тренировок на дальность получалось, что после выработки подвесных баков их необходимо сбросить, так как ПТБ давали дополнительное сопротивление и увеличивался расход топлива. Предполагалось сбросить эти подвесные баки в озеро Балатон в Венгрии.
Начали осваивать пилотаж на МиГ-21МТ. Одиночный пилотаж крутить на нем было возможно, так как был первый, второй и чрезвычайный форсаж, который увеличивал тягу почти на 2 тонны. Но при групповом пилотаже, когда у ведущего обороты были 92% и Vп в верхней точке 350-400 км/ч, этот самолет из-за своего «горба», который затенял хвост был очень неустойчив, а в полете на V ниже 500 км/час самолет рыскал носом, пришлось отказаться от этой затеи. В итоге самолеты МиГ-21МТ мы передали в полк истребителей-бомбардировщиков в Группу советских войск в Германии (296 АПИБ Альтенбург).
И каково было мое удивление, когда в 1980-1981 годах эти самолеты были переданы в полк истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА) ВВС Ленинградского военного округа (Вещево в/ч 61849): я не поверил, но все самолеты были целы. Я поехал в полк, взял техническую документацию самолетов и нашел там фамилии летчиков из Кубинки, в том числе и свою. Для ИБА МиГ-21МТ оказался прекрасным самолетом….»
Начиная с модификации МиГ-21Р, все боевые самолёты могли нести до трех подвесных топливных баков. Два 490 л на внешних точках под крылом (устанавливались специальные балочные держатели, лишь для баков — на них нельзя было вешать авиационные средства поражения, там была исключительно электроцепь сброса баков) и один под фюзеляжем (490 или 800 л).
С сохранившегося МиГ-21МТ (серийный № 4015) временно был демонтирован балочный держатель БД3-60-21Д1 (точка подвески № 1), с целью выяснить, можно на МиГ-21МТ установить топливный БД для получения четырех точек подвески крыльевых топливных баков. Оказалось, что под держателем (точка подвески № 1) на плоскости отсутствует патрубок забора топлива. Следовательно, МиГ-21МТ имел стандартную схему подвеса крыльевых топливных баков. И нести баки на внутренних точках подвески № 1 и № 2 никак не мог. То, что написал в своих воспоминаниях ветеран 234 гиап Георгий Аршакович Лалаев, относительно четырех точек подвесок ПТБ под плоскостями, к сожалению просто не соответствует действительности!
Чем же был МиГ-21МТ? Скорее всего, это был просто экспортный вариант (тип СМТ на экспорт) но, ни один так и не был экспортирован. По внешнему виду МиГ-21МТ практически ничем не отличается от МиГ-21СМТ с большим накладным баком, за исключением мелких деталей лючков, контроля уровня жидкости в гидробаке.
ЛТХ:
Модификация: МиГ-21МТ
Размах крыла, м: 7,15
Длина, м: 14,90
Высота, м: 4,71
Площадь крыла, м2: 23,00
Масса, кг
-пустого самолета: 5350
-нормальная взлетная: 8200
-максимальная взлетная: 9300
-топлива: 2200
Тип двигателя: 1 х ТРДФ Р-13Ф-300
Тяга, кгс: 1 х 6490
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2230
-у земли: 1300
Практическая дальность, км
-с ПТБ: 1420
-без ПТБ: 1050
Максимальная скороподъемность, м/мин: 12240
Практический потолок, м: 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8,5
Экипаж: 1
Вооружение: встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов).
Макс. боевая нагрузка — до 1200 кг на 4 узлах подвески: до 4 х УР «воздух-воздух» К-13М, К-13, а также НАР в блоках УБ-16 или УБ-32 свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 100 кг, зажигательные баки.
Истребитель-перехватчик МиГ-21МТ.
МиГ-21МТ. Рисунок.
.
.
Список источников:
Александр Данилин. МиГ-21МТ.
Сайт «Уголок неба». 2011 страница: «Микоян, Гуревич МиГ-21МТ».