Дыбовский Виктор Владимирович (1884-1950).
Виктор Владимирович Дыбовский родился 13 января 1884 года. Окончил Морской корпус (1910 г.), Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка (1910 г.), Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота (1914 г.).
На службе с 1901 года, 28.01.1904 г. зачислен в 19-й флотский экипаж.
С 02.02.1905 г. по 15.05.1905 г. — на эскадренном броненосце «Николай I».
14.05.1905 г. и 15.05.1905 г. участвовал в Цусимском бою.
08.03.1907 г. переведен из Балтийского в Черноморский флотский экипаж.
12.03.1907 г. зачислен в 29-й флотский экипаж.
22.03.1907 г. переведен в 28-й флотский экипаж.
С 01.10.1908 г. — в судовом составе Черноморского флота.
С 19.11.1908 г. — старший флаг-офицер штаба командующего отрядом минных судов Черноморского флота.
С 14.03.1909 г. — флаг-офицер при начальнике 1-го дивизиона эскадренных миноносцев Черного моря.
С 03.07.1909 г. — командующий миноносцем №273.
С 24.08.1909 г. по 20.10.1909 г. находился в командировке в артиллерийском офицерском классе.
04.12.1909 г. командирован в Учебный воздухоплавательный парк.
15.10.1910 г. окончил Морской корпус, назначен в распоряжение начальника Отдела воздушного флота, с прикомандированием к 2-му флотскому экипажу.
В июле 1912 года на летательном аппарате «Nieuport» совершил перелет по маршруту Севастополь — Харьков — Орёл — Тула — Москва — Петербург. Расстояние в 2235 вёрст с 25-ю промежуточными посадками (из-за неприкращающихся неполадок в моторе) преодолел за 25 лётных часов, что по тем временам было беспрецедентным.
В 1913 году в Риге на заводе «Motor» построил оригинальный моноплан «Дельфин», с фюзеляжем обтекаемой формы.
В 1914 году изобрёл и изготовил на заводе «Дукс» синхронизатор для стрельбы через винт аэроплана.
С 05.04.1914 г. — военный летчик ХХ-го корпусного авиационного отряда.
С сентября 1915 года — в распоряжении генерала-квартирмейстера штаба 4-й армии.
1915-1917 годах — Представитель Русского Морского Командования в Англии. Возглавлял Отдел приёмки авиационного имущества в Русском закупочном комитете.
После февральского и октябрьского переворотов 1917 года Дыбовский в Россию более не возвращался.
В эмиграции жил во Франции, Англии и США, на склоне лет перебрался в Швейцарию. Однако незадолго до кончины вновь обосновался на туманном Альбионе, где и умер в 1950 году.
Первый летчик-противолодочник.
Как известно, дата рождения морской авиации ВМФ России отмечается 17 июля. В этот день в далеком уже 1916 году русские летчики одержали победу в воздушном бою над Балтикой. Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и успешно атаковали четыре немецких аэроплана.
С тех пор прошли десятилетия, и все разительно изменилось. Однако память снова и снова возвращает нас к тем легендарным временам и событиям, когда начиналась славная история российской морской авиации. К числу тех немногих кадровых флотских офицеров, которые стояли у истоков ее зарождения, относится и Виктор Владимирович Дыбовский.
С корабельной палубы в небо.
Представитель дворянского рода Киевской губернии Виктор Дыбовский родился 25 января 1884 года в семье штабс-капитана Владимира Леонардовича Дыбовского, ротного командира расквартированного в Смоленске 2-го пехотного Софийского полка.
Как пишет известный смоленский краевед Иван Беляев, «Виктору было 12 лет, когда умер отец, а сам он учился в Смоленской гимназии. Мать исхлопотала разрешение отдать сына в Морской кадетский корпус как сына умершего офицера».
Пройдя весь курс положенных наук, в январе 1904 года Дыбовский оканчивает старейшее военно-морское учебное заведение России и в чине мичмана зачисляется в 19-й Флотский экипаж на Балтике.
Далее последовала служба на эскадренном броненосце «Император Николай I» и броненосце береговой обороны «Адмирал Сенявин», а затем опять на «Николае I». Потом были Русско-японская война, Цусимское сражение, плен. Вернувшись на Родину, Виктор Владимирович проходит все этапы судебного разбирательства обстоятельств капитуляции эскадры контр-адмирала Н.И.Небогатова и признается невиновным в случившемся.
После этого сложного периода в своей жизни Дыбовский продолжил службу на надводных кораблях Морских сил Балтийского моря, в 1907 году перевелся на Черное море в 29-й Флотский экипаж и здесь в соответствии с Высочайшим приказом по Морскому ведомству за № 826 был произведен в лейтенанты. В марте 1909 года Виктор Владимирович зачисляется слушателем Артиллерийского офицерского класса в столице Российской империи и по завершении учебы откомандировывается в Санкт-Петербургский Воздухоплавательный парк, где начинает заниматься теоретическими и практическими вопросами покорения пятого океана.
Дальнейшей, качественно новой ступенью в этой сфере деятельности Дыбовского стала Севастопольская офицерская авиационная школа Отдела Воздушного флота (ОВФ), куда его направили в конце 1910 года. На момент открытия этой школы лейтенант осваивал аэроплан «Блерио» под руководством инструктора Б.В.Матыевича-Мацеевича.
Особенно удачным для Виктора Владимировича оказался 1911 год. 5 апреля ему был вручен диплом пилота за № 13 по летательному аппарату тяжелее воздуха «Блерио». А 16 апреля Дыбовский на этом самолете, поручик Б.Макеев и М.Ефимов на «Фарманах» впервые сопровождали выход кораблей Черноморской эскадры в море. Летом того же года Дыбовский принял участие в первом воздушном параде, состоявшемся в Севастополе.
«Снимок… прилагается».
Выполняя полеты на аэропланах, Виктор Владимирович первым среди военных авиаторов России пытается осуществлять фотографирование наземных объектов. Находясь в служебной командировке во Франции, он испытывает в воздухе радиопередатчик системы лейтенанта А.А.Тучкова. По результатам удачных опытов связи самолетов с землей Дыбовский готовит предложения для Морского Генерального штаба, где обосновывает необходимость оборудования передатчиками летательных аппаратов тяжелее воздуха, что позволило бы значительно ускорить информирование командования о результатах воздушной разведки.
В ноябре 1911 года Виктор Владимирович успешно оканчивает Севастопольскую авиашколу в первом выпуске со званием «Военный летчик».
Самый большой вклад в развитие отечественной морской авиации Дыбовский внес 6 июня 1911 года. Вот что указывал офицер в донесении о том поистине историческом полете: «Сообщив, как было условлено, за полтора часа по телефону в дивизион, что вылечу в 5 часов 6 минут вечера, поднялся снова и полетел на бухты для розыска и наблюдений за подводными лодками, которые к этому времени должны были быть на своих местах. Взяв направление на Карантинную бухту, поднялся на 800 метров. Находясь над берегом еще далеко от моря, с такой высоты заметил идущий малым ходом транспорт «Пендераклия» и темный силуэт стоящей в надводном положении подводной лодки. Дальше заметил большой бурун от перископа лодки, идущей в подводном положении по направлению к реке Бельбек. Проходя за ним, пассажиром подпоручиком Гельгаром был произведен снимок подводной лодки, который при сем прилагается».
В России это был первый полет, когда с аэроплана визуально удалось обнаружить подводную лодку в погруженном состоянии да еще сделать соответствующие фотоснимки с борта летательного аппарата. Можно сказать, что было положено начало противолодочной авиации России, которая в нынешнем году отмечает свой вековой юбилей.
Упомяну, кстати, еще один интересный факт. В марте 1961 года увидел свет приказ министра обороны СССР «О переименовании минно-торпедной авиации в морскую ракетоносную авиацию и авиации противолодочного охранения в противолодочную авиацию ближнего, среднего и дальнего действия», официально оформивший два новых рода ВВС отечественного Военно-морского флота. Таким образом, полет Дыбовского с целью обнаружения субмарины состоялся за полвека до официального признания в составе военно-воздушных сил ВМФ противолодочной авиации.
За вклад в развитие авиационного дела в Морском министерстве лейтенант Дыбовский в 1911 году был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.
Крутые маршруты.
В 1911 году Виктор Владимирович занялся конструкторской деятельностью. При этом он продолжал много летать. На самолете сухопутного типа «Ньюпор» Дыбовский первым в России преодолел по воздуху маршрут Севастополь — Москва — Санкт-Петербург протяженностью 2235 верст без какой-либо серьезной предварительной подготовки.
Во время Первой Мировой войны старший лейтенант Дыбовский был откомандирован в армию и сражался в составе ХХ-го корпусного авиационного отряда. В боевых вылетах проявил мужество и героизм, за которые представлен к ордену Святого Георгия 4-й степени. Награждение состоялось не сразу, о чем свидетельствуют сухие формулировки документов, хранящихся в Москве в Российском государственном военно-историческом архиве.
«Прошу для доклада Великому Князю сообщить, было ли рассмотрено в Георгиевской думе представление генерала Рагозы о награждении военного летчика старшего лейтенанта Дыбовского орденом Георгия четвертой степени. 4425. 28 мая 1915 г. Полковник Барсов».
«Смоленск Его Императорскому Высочеству Великому Князю Александру Михайловичу.
Дополнение 12376. Всеподданнейше доношу Вашему Высочеству, что старший лейтенант Дыбовский по удостоверению Георгиевской думы награжден оною орденом Святого Георгия четвертой степени. 13021. 1.10.1915. Рагоза».
В.В.Дыбовский (слева) у самолета «Фарман-16».
В 1916 году Виктор Владимирович был произведен в капитаны 2-го ранга и откомандирован с фронта в Русский закупочный комитет, находившийся в Англии. Кроме того, Дыбовский в последующем работал и во Франции, где входил в состав комиссии, на которую возлагалось приобретение авиационных моторов и самолетов. В Россию он уже не вернулся.
На чужбине Дыбовский запатентовал прибор, позволяющий вести пулеметный огонь без повреждения винта пропеллера. Новинка была усовершенствована мичманом британского флота Скарфом и получила название «синхронизатор Скарфа – Дыбовского». Это изобретение подробно описано в специальной технической литературе.
Находясь в эмиграции, Виктор Владимирович трудился в разных фирмах, часто бедствовал, мучился безденежьем. Жил во Франции, Англии и США, на склоне лет перебрался в Швейцарию. Однако незадолго до кончины вновь обосновался на туманном Альбионе, где и умер в 1950 году.
Вот такая интересная и насыщенная событиями судьба была уготована провидением первому летчику-противолодочнику России, военному пилоту, конструктору и испытателю авиационной техники, одному из восемнадцати георгиевских кавалеров из числа личного состава отечественной морской авиации периода Первой Мировой войны Виктору Владимировичу Дыбовскому. Он по праву заслуживает того, чтобы о нем вспомнили в год 100-летия первого обнаружения с воздуха подводного противника.
.
.
Список источников:
М.С.Нешкин, В.М.Шабанов. Биографический справочник «Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов.»
Сайт «Ретроплан» (www.retroplan.ru).
Кандидат исторических наук, доцент Василий Герасимов. «Первый летчик-противолодочник.»