Поршневой авиационный двигатель М-88.

Разработчик: ОКБ-29
Страна: СССР
Год постройки: 1939 г.

М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87. От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам. На моторах М-88Б и М-88Ф кроме того увеличено (для улучшения охлаждения) оребрение головки и гильзы цилиндра, усилены шатуны и поршни, пересмотрены расположение агрегатов и приводы к ним.

Мотор М-88 по мощности и номинальной удельной массе вышел на уровень зарубежных моторов этого класса. Хотя по другим удельным номинальным показателям он им существенно уступал, но имел запас по возможностям форсирования.

Если сравнить его с весьма распространенным во время Второй Мировой войны американским Pratt & Whitney R-1830 и многими другими, можно видеть, что М-88 имел меньшие на 30-40% средние эффективное давление и литровую мощность. Поэтому завод перед самой войной создал опытные двигатели: М-89 мощностью 1300 л.с. на высоте 6000 м за счет увеличения давления наддува и степени сжатия, а в 1941 году — 18-цилиндровый мотор М-90 взлетной мощностью 2000 л.с. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны и срочной эвакуацией завода вопрос об освоении этих двигателей не поднимался. Более того, под сомнением была даже целесообразность восстановления на эвакуированном заводе производства освоенных уже М-88. Однако, бомбардировщикам надо было летать, Ил-4 шел в серии и моторы М-88 начали делать в Сибири в неприспособленных корпусах, часто почти под открытым небом. Жизнь показала, что это было правильно — моторы М-88 продержались в производстве в течение всей войны.

Под руководством С.К.Туманского в ОКБ-29 были спроектированы более мощные моторы М-88А и М-88Б, основные данные которых были одинаковы, а различие определялись спецификой самолетов, на которые они ставились, в частности, мотор М-88Б предназначался для ДБ-3Ф (Ил-4). Этот мотор вошел в число основных двигателей, на которых воевала наша авиация во время Великой Отечественной войны.

Двигатель М-88 в различных модификациях устанавливался на самолетах: Ил-4 (ДБ-3ф), Ил-4ТКСу-2, И-28, Та-1(ОКО-6), Та-3 (ОКО-6бис), И-190, И-180.

Модификации:
М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 года. Вес 684 кг.
М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров.
М-88А — редукторный, выпускался серийно.
М-88Б — выпускался со второй половины 1940 года. Самая массовая модификация.
М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 года.
М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943 года.
М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 года.
М-88В — высотная модификация на базе М-88Б.
М-88Ф — форсирован до 1250 л.с., выпускался небольшой серией в 1943 году. изготовлено около 20 экземпляров.
М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 года.

ТТХ:

Рабочий объем, л: 38,65
Степень сжатия: 6,1
Масса мотора, кг: 684
Взлетный режим
-мощность, л.с.: 1100
-частота вращения, об/мин: 2300
Номинальный режим
-мощность у земли, л.с.: 840
-мощность на высоте 4000 м, л.с.: 1100
Номинальные удельные параметры
-удельная масса, кг/л.с.: 0,72
-литровая мощность, л.с./л.: 24,60

1.Двигатель М-88.

Двигатель М-88.

2.Двигатель М-88 на Су-2.

Двигатель М-88 на Су-2.

3.Двигатель М-88 в экспозиции музея.

Двигатель М-88 в экспозиции музея.

Двигатель М-88Б в экспозиции музея.

.

.

Список источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Поршневой двигатель М-88».