Поршневой авиационный двигатель М-107 (ВК-107).
Разработчик: ОКБ В.Я.Климова
Страна: СССР
Начало разработки: 1940 г.
Начало серийного производства: 1942 г.
М-107 (с 8 марта 1944 года — ВК-107) — советский авиационный поршневой двигатель конструкции В.Я.Климова. Являлся дальнейшим развитием двигателя М-105 с форсированием по оборотам.
Разрабатывался с марта 1940 года. Серийное производство началось в 1942 году. Двигатель как и у прототип оставался 12-й цилиндровым, V-образным, с развалом цилиндров в 60°. Но были полностью переработаны блоки цилиндров:
-полностью переработанные блоки цилиндров. Для увеличения проходных сечений клапанов каждый цилиндр имел не три, а четыре клапана — два впускных и два выхлопных;
-измененные фазы газораспределения и конструкция привода клапанов;
-измененные конструкции картера и коленчатого вала, шатунов, поршней, клапанов и ряда других деталей и узлов;
-новый редуктор с передаточным числом 0,5;
-новый ПЦН с лопатками Поликовского на входе.
Существенным отличием М-107 от предыдущих моделей стало то, что на выходе из нагнетателя часть воздуха направлялась непосредственно в цилиндры, минуя карбюратор, а другая, проходя через карбюратор, попадала в цилиндр в виде сильно обогащенной смеси.
Словом, это была не модификация, а совершенно другой мотор, вдобавок еще чрезвычайно форсированный — его литровая мощность составляла на номинале 42,7 л.с./л, то есть превышала достигнутую на самых совершенных образцах зарубежных моторов.
Естественно, что получить такие параметры было очень трудно, а обеспечить большой ресурс мотора при такой степени форсирования еще труднее. Тем не менее, в 1944 году мотор ВК-107А пошел в серию и ставился на истребители Як-9У.
Ресурс мотора был необычно малым — всего 25 ч. Хотя мотор имел боевой режим, но им в эксплуатации практически не пользовались, опасаясь уменьшения и без того малого ресурса. Недостатком мотора было также и расположение выхлопных патрубков внутри развала блоков, что вызывало немало осложнений в эксплуатации.
В общем, мотор этот не оправдал возлагавшихся на него надежд, его не любили ни летчики, ни техники. Это был последний серийный поршневой мотор КБ В.Я.Климова. Созданный на его базе еще более мощный ВК-108 взлетной мощностью 1850 л.с. был поставлен на Як-3, и хотя с ним была получена еще большая, чем с ВК-107А, максимальная скорость, в серию он так и не пошел.
На переходе к реактивной авиации, в 1945 году, была создана комбинированная силовая установка для экспериментальных самолетов И-250 (А.И.Микояна) и Су-5 (П.О.Сухого). Она состояла из двигателя ВК-107Р, который имел отбор мощности на привод компрессора воздушно-реактивного компрессорного двигателя конструкции ЦИАМ. С этой комбинированной силовой установкой были получены скорости свыше 800 км/ч.
В ряде модификаций двигатель выпускался до конца 1948 года. Всего было выпущено 7902 экземпляра в разных вариантах.
Модификации:
-М-107 (М-107П);
-М-107НТ;
-М-107А (ВК-107А);
-ВК-107Р (ВК-107-Э3020).
Технические характеристики ВК-107А:
Рабочий объем, л: 35,0
Степень сжатия: 6,75
Масса мотора, кг: 765
Взлетный режим
-мощность, л.с.: 1650
-частота вращения, об/мин: 3200
Номинальный режим
-мощность у земли, л.с.: 1500
-частота вращения, об/мин: 3000
Высотный режим
-мощность на высоте 1200 м, л.с.: 1550
-мощность на высоте 3800 м, л.с.: 1450
Номинальные удельные параметры
-удельная масса, кг/л.с.: 0,510
-литровая мощность, л.с./л: 42,86
Редуктор: 0,5
Октановое число топлива: 100
Двигатель ВК-107А в экспозиции истребителя Як-3 музея ВВС Монино.
Двигатель ВК-107А в экспозиции истребителя Як-3 музея ВВС Монино.
Двигатель ВК-107Р на истребителе И-250.
ВК-107А. Чертеж 1.
ВК-107А. Чертеж 2.
ВК-107А. Чертеж 3.
.
.
Список источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Фотоархив сайта russianplanes.net