Многоцелевой истребитель Су-30МКИ.
Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 1997 г.
20 апреля 1994 года в Дели состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области авиации. На нем была рассмотрена возможность производства в Индии истребителя Су-30МК. После этого переговоры с Индией о закупке самолетов этого типа велись еще два года. 30 ноября 1996 года в Иркутске был подписан контракт о поставке в Индию 40 самолетов Су-30К/МК. Контрактом определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось постепенно и поэтапно наращивать боевые возможности самолета.
К середине марта 1997 года в цехах Иркутского авиационного производственного объединения были полностью собраны первые четыре истребителя Су-30К, предназначенные для индийских ВВС. Машины отправили в Индию транспортным самолетом Ан-124 «Руслан» в разобранном виде (по два экземпляра). Сборку и облет на месте осуществляли специалисты и пилоты ИАПО. Обучение инженерно-технического и летного состава ВВС Индии проводилось в январе-апреле 1997 года на летно-испытательной и доводочной базе ОКБ им. Сухого в Жуковском. Руководил подготовкой пилотов летчик-испытатель Виктор Пугачев.
В конце марта 1997 года в России побывал с рабочим визитом начальник Главного штаба ВВС Индии Сатиш Кумар Сарина. На ИАПО он ознакомился с организацией производства истребителей Су-30К. 31 марта в Москве состоялась рабочая встреча Главнокомандующего ВВС России генерала армии Петра Дейнекина и Сатиша Кумара Сарины, на которой обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества двух стран по линии ВВС. 11 июня на авиабазе индийских военно-воздушных сил Лохегаон вблизи города Пуна (штат Махараштра) состоялась официальная презентация первых восьми индийских Су-30К, которые до этого успешно совершили ряд испытательных полетов. С этой даты самолёты официально приняты на вооружение ВВС Индии. В церемонии презентации приняли участие премьер-министр Индии Шри Гуджал, главнокомандующий ВВС Индии маршал Сатиш Кумар Сарина, посол России в Индии Альберт Чернышев, заместитель Генерального директора ГК «Росвооружение» Олег Сидоренко и бывший Генеральный директор ИАПО Алексей Фёдоров, а также многочисленные приглашенные лица. Выступая на презентации главнокомандующий ВВС Индии отметил, что «…11 июня 1997 года — знаменательный день в истории индийских ВВС.» По его мнению «… Су-30К — это совершенный истребитель, полностью отвечающий настоящим и будущим потребностям ВВС.»
Расположенная на авиабазе Лохегаон 24-я эскадрилья стала первым подразделением, располагающим этими самолетами.
26 января 1998 года в Индии торжественно отметили национальный праздник — День Республики. По установившейся традиции в самом центре Дели состоялся военный парад, в котором впервые приняли участие самолеты Су-30К индийских ВВС. Они привлекли всеобщее внимание исполнением над городом фигур высшего пилотажа.
Заключенный контракт предусматривал, что самолеты Су-30К первых партий будут представлять собой серийные Су-30 с незначительными изменениями в навигационной системе и оборудовании. К 2000-му году планировалось перейти на уровень машины фактически нового поколения — Су-30МКИ (И — индийский). Возможности этого истребителя должны были уже существенно отличаться от базового Су-30К. Его предполагалось оснастить передним горизонтальным оперением и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые позволили бы существенно улучшить маневрирование на малых скоростях полета, а также совершенно новым бортовым оборудованием, благодаря которому он мог бы уничтожать воздушные, наземные и морские цели. Более поздние этапы контракта предусматривали доработку самолетов Су-30К первых партий до уровня последней (Су-30МКИ).
По контракту не исключалась возможность и международной кооперации в части поставки бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и его интеграции в состав комплекса. Индия должна была не просто получить готовые самолёты, но и принять практическое участие в опытно-конструкторской разработке бортовых систем и комплекса БРЭО Су-30МКИ. Естественно, что вся ответственность за создание «интернационального» бортового оборудования и соответствие его характеристик требованиям контракта осталась лежать на специалистах ОКБ Сухого. При создании Су-30МКИ использовалась отработанная и хорошо зарекомендовавшая себя система взаимодействия с традиционными российскими разработчиками и поставщиками комплектующих изделий при участии специалистов ВВС.
Таким образом, на Су-30МКИ для повышения маневренности и боевой эффективности предусматривалась установка:
-новой силовой установки на основе двух двухконтурных форсированных турбореактивных двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги (УВТ):
-автоматически отклоняемого дестабилизатора (ПГО);
-универсальной РЛС, способной обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и четыре из них одновременно атаковать, а также обнаруживать цели на поверхности земли или моря;
-системы индикации на многофункциональных жидкокристаллических цветных дисплеях с большой разрешающей способностью;
-нового оптико-электронного многофункционального прицельно-навигационного комплекса на базе современных ЭВМ, с инерциальной навигационной системой на лазерных гироскопах и с системой спутниковой навигации (GPS);
-принципиально новой системы объективного контроля с фиксированием не только рабочих параметров систем самолёта, но и внешней тактической обстановки.
Для поражения воздушных целей на Су-30МКИ предполагалось применять ракеты со всеракурсными радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения, для ударов по наземным и морским целям использовать противорадиолокационные ракеты, ракеты и корректируемые авиационные бомбы с телевизионными головками самонаведения, а также обширный арсенал неуправляемых средств поражения. Модернизация Су-30К должна была вестись по мере выполнения контракта, но работа по новой модификации началась в ОКБ Сухого ещё за год до его подписания. Средства, полученные в виде предварительной оплаты, направлялись (и направляются в настоящее время) на финансирование опытно-конструкторских работ в ОКБ Сухого, в НПО «Люлька-Сатурн», а также на подготовку производства индийской модификации в Иркутске.
Весной 1997 года на опытном заводе ОКБ Сухого завершили переделку одного из серийных самолетов Су-30 (с синим бортовым номером «56») в первый опытный истребитель Су-30МКИ (машина имела заводской шифр Т-10ПМК-1). На килях самолета нанесли небольшую надпись — «Су-30МК» (на первом этапе испытаний первоначальный бортовой номер сохранялся, но впоследствии его заменили на синий «01») Внешне самолет отличался от серийных Су-30 наличием переднего горизонтального оперения и двигателей с отклоняемым вектором тяги. Изменилась система управления соплами, которая работала не от гидравлической, а от топливной системы. 23 апреля истребитель доставили на лётно-испытательную базу ОКБ в Жуковском, где в мае начались его наземные испытания. 1 июля 1997 года летчик-испытатель ОКБ Вячеслав Аверьянов совершил на нем первый, пятидесятиминутный полет.
На первом прототипе Су-30МКИ установили предсерийные двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые в процессе подготовки к первому полету прошли длительные специальные испытания. Как и на Су-37, сопла двигателей Су-30МКИ отклонялись в пределах 15° вверх и вниз, но отличались тем, что плоскость поворота каждого сопла была отклонена на 32′ во внешнюю сторону от плоскости симметрии самолета. Таким образом, при дифференциальном отклонении сопел улучшалась и боковая управляемость истребителя на околонулевых скоростях полета.
В 1998 году второй прототип Су-30 (опытный Т-10ПУ-6 с синим бортовым номером «06») был переделан во второй летный Су-30МКИ (заводской шифр Т-10ПМК-6), который совершил первый вылет 23 марта того же года.
В ноябре 1998 года Су-30МКИ (борт «01») экспонировался на авиационной выставке «Аэро-Индия 98» в Бангалоре. В июне 1999 года машина прибыла в Париж на аэродром в Ле Бурже для участия в очередном самом престижном международном авиасалоне. Специалисты и зрители с нетерпением ожидали выступления Вячеслава Аверьянова, который после прилета выполнил три тренировочных полета, в результате которых самолет был допущен к участию в летной программе салона. Летчик-испытатель 1-го класса Аверьянов — опытный пилот. Он принимал участие в испытании самолетов Су-27К (Су-33) и Су-35. Как упомянуто ранее, он поднимал в первый полет Су-30МКИ и в полном объеме проводил его испытания. До перелета в Париж на двух опытных самолетах Су-30МКИ в общей сложности было выполнено более 140 полетов (в основном по программе исследования аэродинамики, прочности, системы дистанционного управления с отклонением вектора тяги и других самолетных систем).
Параллельно выполнялась программа по комплексу высшего пилотажа с режимами сверхманевренности 12 июня при выполнении демонстрационного полета накануне открытия салона опытный самолет управляемый экипажем в составе летчика-испытателя В.Ю.Аверьянова и штурмана-испытателя В.Г.Шендрика, потерпел аварию, но пилоты благополучно катапультировались. Окончательное заключение комиссии по расследованию причин аварии опубликовано не было, но многим специалистам уже в период проведения авиасалона стало ясно, что причиной аварии явилась ошибка пилота. Тем не менее как показали дальнейшие события авария первого прототипа Су-30МКИ в Ле Бурже не сказалась негативно ни на взаимоотношениях с индийскими партнерами ни на дальнейшей судьбе самолета. Более того, в августе того же года в процессе проведения демонстрационных полетов Су-30МКИ на авиасалоне МАКС-99 Вячеслав Аверьянов практически ежедневно ошеломлял присутствовавших зрителей и специалистов каскадом невероятных фигур, тем самым реабилитировав не только самолет, но и себя.
Согласно контракту с индийской стороной поставленные Су-30К должны будут в два этапа дорабатываться под стандарт Су-30МКИ. На первом этапе модернизации предполагается установка ПГО и нового оборудования, на втором этапе — двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые в настоящее время уже доведены до стадии позволяющей без каких либо проблем при необходимости устанавливать их на обычные серийные Су-27. Предполагалось также что на истребитель будет устанавливаться российская система управления вооружением основу которой составит новая много функциональная радиолокационная станция Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой. БРЛС Н-011М «Барс» с ПФАР Х-диапазона в режиме «воздух-воздух» обеспечивает сопровождение до 15 целей на проходе, точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. В режиме «воздух-поверхность» БРЛС обеспечивает картографирование реальным лучом, картографирование с доплеровским сужением луча, картографирование с синтезированной апертурой, селекцию наземных движущихся целей, сопровождение до двух наземных целей. Дальность захвата цели типа «истребитель»: в ППС — 120-140 км, в ЗПС — 60 км. Дальность обнаружения в режиме «воздух-поверхность» не менее: железнодорожный мост — 80-120 км, группа танков — 40-50 км, эсминец — 120-150 км.
На Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) в Екатеринбурге специально для Су-30МКИ создана новая оптико-локационная станция ОЛС-30 которая предназначена для поиска и сопровождения воздушных целей в ИК диапазоне, определения координат и измерения дальности как до воздушных, так и до наземных целей. Она имеет два канала (с теплопеленгатором и лазерным дальномером), снабжена виброустойчивым приемником микрокриогенной системой охлаждения с увеличенным ресурсом, для нее разработано новое математическое обеспечение. Диапазон углов обзора станции по азимуту — 60°, по углу места — 60° вверх и 15° вниз, а ее масса составляет 182 кг.
Третий по счету, уже предсерийный Су-30МКИ с синим бортовым номером «05» оснащенный полным комплектом бортового оборудования, был в очередной раз с успехом продемонстрирован на авиасалоне «Аэро-Индия-2001», проходившем с 7 по 11 февраля 2001 года на авиабазе близ индийского города Бангалор. Летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов ежедневно восхищал индийских зрителей, специалистов и военных возможностями этой машины. Решивший лично опробовать самолет в воздухе главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Анил Типнис после завершения ознакомительного полета с Аверьяновым остался в полном восторге заявив «Су-30МКИ — превосходный самолет! Ничего подобного в своей жизни я не видел!» При выполнении маршалом некоторых фигур перегрузка достигала 7 единиц. В Индии по лицензии планируется построить 140 машин этого типа. Предполагались четыре этапа развертывания лицензионного производства.
Первый Су-30МКИ построенный в Индии из комплектующих российского производства, взлетел в 2004 году (в этом году намечено выпустить три машины). В 2005 году построили шесть машин, в 2006-м — восемь, после чего ежегодно завод в Насике будет строить по 10 самолетов. При этом все комплектующие будут уже производиться на индийских предприятиях: планер — в Насике, двигатель — в Корапуте, РЛС и бортовая радиоэлектроника — в Хайдарабаде, авионика в Корве, а гидро- и пневмооборудование — в Лакнау. Для ускорения и облегчения сервисного технического обслуживания индийских Су-30МКИ российская сторона совместно с корпорацией HAL создаст консигнационныи склад, который обеспечит поставку запасных частей индийским ВВС в срок, не превышающий два-три дня. Контракт на сумму в 3,3 миллиарда долларов предусматривает также возможность дальнейшей модернизации самолета, но только после запуска лицензионной программы на территории заказчика.
ЛТХ:
Модификация: Су-30МКИ
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 6,375
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса, кг
-нормальная взлетная: 24900
-максимальная взлетная: 34500
Масса топлива, кг: 9640
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс: 2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2175
-у земли: 1350
Практическая дальность, км: 3000
Практический потолок, м: 19800
Экипаж: 2
Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
В её состав входят:
-до 6 УР класса «воздух-воздух» типов Р-27Р/ЭР, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1);
-до 6 УР класса «воздух-поверхность» типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-31А/П и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ;
-6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л;
-свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
-до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ;
-НУРС С-8, С-13 и С-25.
Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями.
Опытный Т-10ПМК-1 борт № 56.
Сборка опытного Т-10ПМК-1 борт № 56.
Опытный Т-10ПМК-1 борт № 01.
Второй прототип Су-30МКИ (Т-10ПМК-6).
Второй прототип Су-30МКИ (Т-10ПМК-6) после взлета.
Второй прототип Су-30МКИ (Т-10ПМК-6) в полете.
Су-30МКИ. Вид спереди.
Су-30МКИ ВВС Индии в полете.
Су-30МКИ ВВС Индии заходит на посадку.
Су-30МКИ ВВС Индии заходит на посадку.
Су-30МКИ ВВС Индии после посадки.
Су-30МКИ ВВС Индии на стоянке.
Передняя кабина Су-30МКИ.
Задняя кабина Су-30МКИ.
Проекции Су-30МКИ (Т-10ПМК-6). Рисунок.
Проекции Су-30МКИ (Т-10ПМК-6). Рисунок.
Су-30МКИ ВВС Индии. Рисунок.
Схема вариантов вооружения на Су-30МКИ.
Су-30МКИ. Схема.
.
.
Список источников:
Полигон. Ефим Гордон. Новое поколение «двадцать седьмых».
Крылья России. Су-27 и его модификации.
Андрей Фомин. Су-27: История истребителя.
ОАО Научно-производственная корпорация Иркут. Многоцелевой истребитель Су-30МК.
Роман Астахов. Русская Сила. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ.
Журнал «Авиация и космонавтика» №№ 11; 12 за 1998 г. Владимир Ильин. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ.
Журнал «Авиация и космонавтика» № 10 за 1999 г. В.Е.Ильин. МАКС-99. Краткие зарисовки.
Журнал «Авиация и Время» № 05 за 1998 г. Вячеслав Глазков. Семейство Су-27: давайте разберемся.
Журнал «Авиация и Время» № 03 за 2003 г. Вадим Калабанов, Сергей Мороз, Игорь Приходченко. Догнать и перегнать.
Журнал «Крылья Родины» № 08 за 1995 г. Николай Якубович. Фронтовой универсал: Истребитель-бомбардировщик Су-30.
Журнал «Крылья Родины» № 10 за 1999 г. Николай Сойко. В семействе Су-30 — очередное прибавление.
Журнал «Крылья Родины» № 01 за 2002 г. Игорь Коротченко. Грозный воздушный эквилибрист.
Журнал «Вестник авиации и космонавтики» № 03 за 1999 г. Истребитель Су-30.
Журнал «Вестник авиации и космонавтики» № 04 за 2000 г. Многоцелевой двухместный истребитель Су-30МК.
Журнал «Взлет» № 03 за 2005 г. Андрей Фомин. Су-30МКИ в Индии.