Летающая лодка-истребитель М-12.

Разработчик: Григорович
Страна: Россия
Первый полет: 1916 г.

М-12 — летающая лодка-истребитель, разработанная конструктором Д.П.Григоровичем. Помимо одноместной лодки М-11 далее была спроектирована и построена двухместная М-12, в которой отказались от бронирования, летчика передвинули назад, а впереди поместили воздушного стрелка.

Флот долго не мог решить, какой из машин отдать предпочтение. Свидетельством тому является телеграмма Дудорова в Главное управление кораблестроения от 19 ноября 1916 года: «Ввиду происходящих споров о качествах одноместного и двухместного аппаратов, а также невозможности точно определить сравнительные их качества, прошу для Балтийского моря изготовить 50% одноместных истребителей и 50% двухместных из общего заказа с моторами».

М-12 испытал летчик А.Н.Прокофьев-Северский. При той же максимальной скорости, что и у М-11 он имел лучшую скороподъемность. Выпущен в конце 1916 года. С сентября 1916 года по май 1917 года Морское ведомство получило 61 гидросамолет М-11 и М-12, из них 26 летали на Черном море, около 20 — на Балтике.

На практике, в боевых условиях, М-11 и М-12 использовались ограниченно по причине своих невысоких мореходных качеств. И уже летом 1917 года флот практически отказался от них. С распадом Российской Империи и прекращением активных боевых действий эти маленькие гидросамолеты быстро списали.

ЛТХ:

Модификация: «М-12»
Размах крыла, м: 8,75
Длина, м: 7,60
Высота, м: 3,12
Площадь крыла, м2: 26,00
Масса, кг
-пустого самолета: 620
-нормальная взлетная: 980
Тип двигателя: 1 х ПД «Le Rhone»
-мощность, л.с.: 1 х 110
Максимальная скорость, км/ч: 140
Продолжительность полета, ч: 2,7
Макс. скороподъемность, м/мин: 167
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 передний, неподвижный 7,62-мм пулемет.

Летающая лодка-истребитель М-12 перед взлётом со снежного покрытия.

4.М-12. Рисунок

М-12. Рисунок.

1.М-12. Схема

М-12. Схема.

3.М-11 и М-12. Схема.

М-11 и М-12. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.О.Александров. Аппараты Щетинина и Григоровича.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 7 за 2012 г. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.
Андрей Савин. Русский Авиационный музей. Григорович М-12.