0.Амет-Хан Султан. Летчик-испытатель, дважды Герой СССРАмет-хан Султан (1920-1971).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой СССР (1943 г., 1945 г.).

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в городе Алупке Ялтинского района Автономной Республики Крым в семье рабочего.
В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.
В РККА с февраля 1939 года.
В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы им. А.Ф.Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил Великую Отечественную войну в Молдавии.
Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага.
Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону.
С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу.
При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина.
Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на истребителе Як-1.
С августа 1942 года на истребителе Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам.
В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го Гв.ИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии.
С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования (по некоторым данным). В начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии.» Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института (ЛИИ) в Жуковском. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей.
В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя.
В январе 1950 года — второй класс.
В сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса.
В июне 1949 года совместно с И.Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.
В конце 1949 года летчики-испытатели Я.И.Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 («Р-2») и в 1949-1950 годах проводят его заводские испытания.
В 1951-1953 годах Амет-Ханом совместно с С.Н.Анохиным, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС-1 «Комета». Самолёт-аналог «К» был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт «К» с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И.Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона, стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В.И.Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (знак № 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.
Жил в городе Жуковский Московской области.

Погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды:
— две медали «Золотая Звезда» Героя СССР (1943 г., 1945 г.);
— три ордена Ленина;
— четыре ордена Красного Знамени;
— орден Александра Невского;
— орден Отечественной войны 1 степени;
— орден Красной Звезды;
— орден «Знак Почёта»;
— медали.

1.Дважды Герой СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР Амет-Хан Султан

Дважды Герой СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР Амет-Хан Султан.

.

.

Список источников:
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.
А. А.Щербаков. Лётчики, самолёты, испытания.
Сайт «Испытатели» (www.testpilot.ru).