Летающая лаборатория Ту-16ЛЛ.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 1955 г.0.Ту-16ЛЛ

Начиная с 1954 года, на базе Ту-16 был создан ряд летающих лабораторий. Самую большую группу самолетов Ту-16ЛЛ составили универсальные летающие лаборатории для испытаний турбореактивных двигателей. Первым из этих ТРД стал АЛ-7Ф, под который к 1 сентября 1955 года переоборудовали самолет № 1880403. Всего же для испытаний двигателей переоборудовали девять Ту-16. При этом с самолетов снимали все вооружение, створки грузоотсека заменяли на специальные обтекатели, различные по форме в зависимости от подвешиваемого двигателя (проводились испытания ТРД внешним диаметром до 2 м). В грузоотсеке монтировался подвижный механизм с гидроприводом, который выдвигал опытный двигатель в поток и убирал его в грузоотсек, а также мог сбросить аварийно. Для исключения попадания в испытуемый двигатель посторонних предметов на земле, при взлете и посадке входное устройство закрывалось убирающимся обтекателем. Ту-16ЛЛ оснащался рабочим местом инженера-испытателя, органами управления двигателем, контрольно-записывающей аппаратурой, другим дополнительным оборудованием, а в его системы вносились необходимые изменения. За 30 лет эксплуатации на Ту-16ЛЛ были испытаны почти все советские ТРД 2-го и 3-го поколений, а также многие двигатели 4-го поколения, в т.ч.: НК-8, Д-30, Р-15Б-300, Д-36, АЛ-7Ф, Р-29, Р-95 и др.

С 1957 года по апрель 1959 года в ЛИИ проводились испытания Ту-16 № 1882808, оснащенного двигателями с реверсом тяги РД-3МР, что позволило сократить длину пробега на 30-35% (с 1500 м до 950 м). По итогам этих испытаний было создано реверсивное устройство для Ту-104. В 1961 году на том же Ту-16 проводились наземные испытания шумопоглощающих сопел лепестковой и трубчатой конструкции. Обе работы по различным причинам не привели к созданию серийных образцов.

Во второй половине 1950-х годов один из серийных Ту-16 переделали в ЛЛ для испытаний автомата вздыбливания основных опор шасси тяжелого сверхзвукового бомбардировщика М-50. На машине проводились только наземные исследования. При создании еще одной машины той же фирмы — высотного самолета М-17, потребовалось проведение летных экспериментов еще до постройки опытных экземпляров этого аппарата. Одна из ЛЛ на базе Ту-16, названная 17ЛЛ-1, с ноября 1978 года использовалась для отладки высотного двигателя РД-36-51В. Другая -17ЛЛ-2 — была создана на базе Ту-16К-10, с которого сняли все вооружение и заменили переднюю часть фюзеляжа, установив вместо нее носовую часть самолета М-17 с комплектом опытного оборудования и подвижной пушечной установкой. В ходе испытаний проводились стрельбы противоаэростатными фугасно-зажигательными боеприпасами по аэростатам-мишеням.

Несколько Ту-16 были использованы для других видов испытаний. Так, Ту-16 со стрелковой установкой ДК-20 предназначался для летных испытаний пушечной установки для Ту-22. При создании беспилотного самолета-снаряда «121», а затем и разведчика «123» «Ястреб» в начале 1960-х годов на базе Ту-16 силами ОКБ-156 была оборудована ЛЛ для испытаний телеметрической аппаратуры. Примерно в то же время с целью ускорения отработки комплекса К-22 для самолетов Ту-22К, Ту-22М и Ту-95К-22 была создана летающая лаборатория Ту-16К-22. На другой ЛЛ в ЛИИ проводились испытания противообледенительных систем самолетов. Для этого сверху фюзеляжа вертикально устанавливалась исследуемая поверхность и крепились специальные распылительные устройства.

ЛТХ:

Модификация: Ту-16ЛЛ
Размах крыльев, м: 33,0
Длина, м: 34,8
Высота, м: 10,4
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-пустого самолета: 37200
-нормальная взлетная: 72000
-максимальная взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
-максимальная: 1050
-крейсерская: 850
Перегоночная дальность, км: 7200
Дальность полета, км: 5925
Боевой радиус действия, км: 3150
Практический потолок, м: 12300
Экипаж, чел: 7.

1.Ту-16ЛЛ на стоянке.

Ту-16ЛЛ на стоянке.

Ту-16ЛЛ для испытания двигателей.

2.Ту-16ЛЛ в полете.

Ту-16ЛЛ в полете.

3.Ту-16 ЛЛ. Работа по двигателю для L-39.

Ту-16ЛЛ в полете. Работа по двигателю для L-39.

4.Ту-16ЛЛ борт № 56. ЛЛ для испытания вздыбливающегося шасси.

Ту-16ЛЛ борт № 56. ЛЛ для испытания вздыбливающегося шасси.

5.Ту-16ЛЛ борт № 56. ЛЛ для испытания вздыбливающегося шасси.

Ту-16ЛЛ борт № 56. ЛЛ для испытания вздыбливающегося шасси.

6.Ту-16ЛЛ. Рисунок.

Ту-16ЛЛ. Рисунок.

.

.

Список источников:
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Рождение долгожителя.
Авиация и Время. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолета.
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец.
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16.