Кубышкин Алексей Георгиевич (1908-1988).
Летчик-испытатель, подполковник.
Родился 23 февраля 1908 года.
В декабре 1934 года Алексей Кубышкин, окончивший Оренбургскую военную авиационную школу летчиков, был направлен на работу в НИИ ВВС.
Участвовал в испытаниях И-15бис, БОК-5, И-15 с гермокабиной (1938 г.), И-16 тип 10, ИП-1, Мессершмитт-109В, Кавасаки Ki-10 (И-95), И-16 тип 18, И-28 М-87, Накадзима Ki-27 (И-97, 1939 г.), И-153 с лыжным шасси на штопор, И-26 (Як-1), Ме-109Е, И-28 М-88, УТИ-26, И-200 (МиГ-1, 1940 г.).
Кубышкин быстро стал непревзойденным воздушным бойцом. На однотипных самолетах его никто не мог победить, особенно на виражах. В августе 1939 года на И-153 участвовал в показательном бою с Ki-10, пилотируемым М.Н.Вахрушевым.
16 декабря 1939 года Кубышкин в очередном полете заблудился и совершил вынужденную посадку на Тушинском аэродроме, не выпустив шасси, тем самым досрочно завершив гос. испытания второго И-28 М-87 Яценко.
В январе-марте 1941 года возглавлял группу специалистов НИИ ВВС, направленную во Львов для переучивания летчиков строевых частей на новый истребитель МиГ-3.
Участник Великой Отечественной войны. В составе 401-го ИАП специального назначения под командованием подполковника С.П.Супруна, старший лейтенант Кубышкин в течение первых двух месяцев войны 70 раз поднимал свой МиГ-3 на разведку, патрулирование или сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков. При этом он участвовал в 32 воздушных боях, в которых лично сбил 5 вражеских самолетов (3 Bf.109 и 2 Do.215), а в группе с товарищами еще 6 (2 Bf.109, 2 Hs.126 и 2 Fw.200). 1 июля 1941 года в неравном бою был сбит, но сумел посадить МиГ-3 и добрался до своего полка.
После отзыва с фронта провел госиспытания ЛаГГ-3 с М-82 (Ла-5, 1942 г.), Ла-5ФН, Ла-7 (1944 г.), «130» (Ла-9, 1946 г.). Участвует в испытаниях И-185 с М-71 и М-82А (1942), И-220, Як-9Б (1944 г.), FW-190А-8 (1945 г.), УТБ, МиГ-9 (1946 г.).
В одном из полетов на истребителе ЛаГГ-3 с убирающимися лыжами, одну из лыж встречным потоком воздуха сорвало. Удар пришелся по хвостовому оперению. Вышел из строя руль высоты. Самолет перешел в пикирование, сначала в отвесное, а затем с отрицательным углом и начал разрушаться. В сложившийся обстановке должно быть одно — покинуть машину и спастись на парашюте. Алексей Георгиевич так и сделал, но удалось это ему с фантастическими усилиями. Потом — госпиталь, лечение вывиха ноги и ушибов…
В феврале 1946 года А.Г.Кубышкин в Германии на аэродроме Нейхлин испытывал Арадо-234 и несмотря на пожар и остановку двигателей сумел сесть, хотя это был только третий полет на этой машине. Еще дважды Алексей Георгиевич сталкивался с пожарами в воздухе, правда на других самолетах. В одном случае он посадил машину в поле, в другом спасся на парашюте.
18 августа 1947 года, в день Воздушного Флота, участвует в воздушном параде в Тушино на Ла-11 с ПуВРД.
С марта по апрель 1949 года — в запасе. Затем служил в строевых частях ВВС.
С ноября 1949 года — снова в запасе.
За период работы в НИИ ВВС, лётчик — испытатель 1-го класса А.Г.Кубышкин освоил и испытал более 130 различных типов самолётов — отечественных, иностранных, в том числе и трофейных, совершил более 8500 полётов.
В 1960-х годах работал инженером на тренажёрах в ГК НИИ ВВС, затем — преподавателем на Чкаловской станции юных техников. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области.
Умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в селе Леониха Щёлковского района Московской области.
Награды:
-два ордена Боевого Красного Знамени (21.02.1943 г., 05.02.1947 г.);
-орден Отечественной войны 1-й степени (20.09.1947 г.);
-орден Отечественной войны 2-й степени (01.07.1944 г.);
-орден Красной Звезды (06.11.1947 г.);
-медали.
Майор авиации А.Г.Кубышкин.
.
.
Список источников:
И.И.Родионов. Хронология авиации.
П.М.Стефановский. Триста неизвестных.