Байкалов Матвей КарловичБайкалов Матвей Карлович (1904-1949).

Летчик-испытатель.

Родился 22 ноября 1904 года в селе Седово, Качугского района, Иркутской области.
В 1919-1920 годах — боец партизанского отряда.
В 1920-1923 годах принимал участие в ликвидации банд в Якутии.
В 1926 году окончил рабфак в Иркутске.
С 1926 года в Красной Армии.
В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1929 году окончил Оренбургскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
С 1938 года в запасе.
В 1938-1939 годах — командир спортивного парашютного отряда Серпуховского аэроклуба.
В 1939-1941 годах — начальник ЛИС завода № 24 (г. Москва). Испытывал серийные авиационные моторы АМ-34 и его модификации.
С июня 1941 года по январь 1942 года — на летно-испытательной работе в ЛИИ.
Провел несколько испытательных работ на самолетах-истребителях по тематике института.

С 1941 года вновь в армии. Участник Великой Отечественной войны:
-в июле-августе 1941 года — летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г. Москвы), лично сбил 1 самолет противника;
-в январе-марте 1942 года — командир звена 237-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт).

В 1942-1946 годах — летчик-испытатель авиазавода № 293 (НИИ-1). Провел испытания БИ-2 в планерном варианте (1945 г.).
В 1946-1948 годах — летчик-испытатель ОКБ И.П.Братухина. Выполнил первый полет и провел испытания вертолета Г-4 (1947 г.).

Освоение техники пилотирования вертолетов шло трудно. У Байкалова, имевшего общий налет на самолетах свыше 2000 часов, первая авария на вертолете Г-3 произошла в июне 1947 года. Тогда причину так и не установили, а геликоптер пришлось основательно ремонтировать. Спустя чуть больше месяца снова авария. На этот раз поломка опытного Г-4 произошла по вине пилота, из-за грубой посадки.
В январе 1948 года Г-4, налетавший лишь 16 час. 18 мин., терпит серьезную аварию. Заходя на посадку, Г-4, пилотируемый М.К.Байкаловым, с высоты 50-60 м стал снижаться быстрее чем обычно и где-то на 10 м, перейдя на кабрирование, с той же вертикальной скоростью ударился о землю. Машина ремонту не подлежала, а летчик отделался испугом. Причина аварии, по мнению комиссии, заключалась в чрезмерно высоком выравнивании перед посадкой.

С 1948 года — летчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Выполнил первый полет и провел испытания вертолета ГМ-1 (Ми-1) (1948 г.).
24 ноября 1948 года при определении потолка на высоте 5200 м замерзла смазка в механизмах системы управления. Неуправляемая машина (ГМ-1) раскачивалась со все возрастающей амплитудой из крена в крен и с носа на хвост. Байкалов говорил потом:
«Я почувствовал: сейчас она перевернется вверх колесами. И тогда – все! Не то что вернуть ее в нормальное положение, но даже выброситься не удастся, потому что между мной и землей окажется мясорубка — вращающийся несущий винт. Ну, думаю, хватит баловаться! Отбросил я дверку, раскрыл замок привязных ремней, улучил паузу между бросками и прыгнул… Прыгнул, подзатянул несколько секунд, дернул кольцо. Парашют раскрылся сразу. Отдышался немного и смотрю, ищу: где вертолет? Да вон он, метров на сто ниже меня. Перевернулся, злодей, вниз винтом, вверх колесами и сыплет себе в этой позиции к земле.»
Приземляясь после вынужденного прыжка на парашюте, Байкалов немного ушибся — не очень сильно, но вполне достаточно, чтобы придирчивая авиационная медицина временно отстранила его от полетов. Испытания 2 экземпляра будущего Ми-1 продолжал М.Л.Галлай.

Демонстрационные полеты проводил уже Байкалов. Он успел сделать на этой машине 14 полетов. Последний из них — четырнадцатый — был уже не показным, а перегоночным. 7 марта 1949 года, взлетев с летного поля, на котором проводились испытания, летчик должен был посадить вертолет на аэродроме заказчиков. И взлет, и весь полет проходили нормально. Придя на место назначения, вертолет сделал еще один круг, затем подлетел к предназначенной для него стоянке, завис на высоте около ста метров над ней и начал уже было медленно спускаться по вертикали, как вдруг — резко забросил свой длинный стрекозиный хвост в сторону, завалился на бок и, описав полвитка крутой спирали, врезался в землю…

Причина несчастья заключалась в дефекте материала: раковине под сваркой в вале рулевого винта. Вся история разрушения была буквально написана в месте излома. Вот чернеет первопричина беды — неправильной формы раковина. От нее в обе стороны по сечению трещины отходят первые, уже успевшие потемнеть ее участки. Затем, как бы ступеньками, идут все более светлые следы ее дальнейшего распространения и, наконец, совсем белый свежий излом — разрушение тонкой перемычки, на которой до последнего момента держался вал. В дальнейшем карданный вал хвостовой трансмиссии вертолетов Ми-1 стали выполнять из точеных стволов артиллерийских орудий.

Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Преображенском кладбище.

Награды:
-орден Боевого Красного Знамени;
-орден Красной Звезды;
-орден «Знак Почета»;
-медали.

.

.
Список источников:
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.
М.Л.Галлай. Испытано в небе.
Д.Гай. Вертолеты зовутся Ми.