Самолет носитель лазерного оружия А-60.

Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Первый полет: 1981 г.

В середине 70-х годов ОКБ Бериева было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны. Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения просто гигантского объема различных опытно-конструкторских работ. Поэтому с 1977 года в ОКБ начинается создание летающей лаборатории изделие «1А» для отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. Работы по этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ «Алмаз».

Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором в интересах размещения специального оборудования были проведены глубокие доработки сильно изменившие внешний вид самолета. В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы уникальной энергосистемы, обеспечивающей работу специального комплекса. В связи с большим энергопотреблением также пришлось заменить штатную ВСУ. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.

Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой.

За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.

Впервые в воздух летающую лабораторию «1А» поднял 19 августа 1981 года экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым. 29 августа 1991 года, экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование «1А2». На ее борту размещался новый вариант специального комплекса, модифицированный по результатам испытаний проведенных на «1А».

Доработку самолета выполнял Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова, выпускавший самолет ДРЛО А-50 и противолодочные самолеты Ту-142.

О ходе испытаний отечественного боевого лазера ничего не известно, поскольку они были совершенно секретными. Единственно что пока можно сказать, что было выполнено несколько десятков работ по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30-40 км. Кроме того выполнялись стрельбы по и мишени Ла-17.

Эту машину по некоторым сведениям ждала незавидная участь — самолет сгорел дотла на авиабазе Чкаловская (Подмосковье).

Сгорел самолет так. Он с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда «Бегом от машины!» Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета).

Возможно был еще один самолет А-60, который в 1993 году в г. Таганроге стоял подготовленный к разделке.

Работы на летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором по этой теме является Н.А.Степанов.

ЛТХ:

Модификация: А-60
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,86
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-пустого самолета: 92000
-максимальная взлетная: 179000
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП серии 2
Тяга, кН: 4 х 12000
Максимальная скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 700
Практическая дальность, км: 8200
Практический потолок, м: 13800
Экипаж, чел: 4 + 10 операторов
Вооружение: лазерная пушка.

Самолет А-60 (1А) на рулежке.

А-60 (1А2) на стоянке.

Самолет А-60 (1А2) на аэродроме ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, осень-зима 2010 г.

Самолет А-60 в полете.

Носовая часть самолета А-60.

Носовая часть самолета А-60.

А-60 (1А). Рисунок.

А-60 (1А). Схема.

Список источников:
Николай Якубович. Все самолеты Г.М.Бериева.
Александр Заблотский, Андрей Сальников. Самолеты ТАНТК им. Г.М.Бериева 1968-2002.
Крылья Родины. Лев Берне, Константин Удалов. «Илы» с индексом «А».
Сайт «Уголок неба». 2011 г. страница: «Бериев А-60».