Самолёт «Гаккель IX».

Разработчик: Я.М.Гаккель
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1912 г.Гаккель IX

К конкурсу военных аэропланов 1912 года инженер Я.М.Гаккель успел построить два новых аппарата — биплан с порядковым номером «VIII» и моноплан — «IX». Первый представлял собой дальнейшее развитие типа VII. В соответствии с требованиями конкурса фюзеляж биплана имел четырехгранное сечение с округлым гаргротом впереди и сзади двухместной кабины, что отличало его от предшественника. Под центропланом верхнего крыла конструктор разместил два обтекаемых бензобака и радиатор. Журнал «Аэро- и автомобильная жизнь», редактором воздухоплавательного отдела которого был Н.Е.Жуковский, писал: «Прошедшие состязания показали, что русские аэропланы уже теперь опередили многие лучшие заграничные».

«Гаккель IХ» — оригинальный самолет, первый в мире подкосный моноплан. Эта схема возникла с целью создать наилучший обзор вверх и в стороны. Подкосы крыла были сделаны из «армированного дерева», по поверхности обтекаемого подкоса делались пазы, в которые укладывалась стальная проволока, крепившаяся к наконечникам с ушками. Контрподкосы — овальные стальные трубы. Кроме основных подкосов крыла в форме V, были еще внутренние подкосы от нижних лонжеронов фюзеляжа и передние — от верхних его лонжеронов. Основные подкосы сходились к нижнему кабану за колесами шасси, с полозами и тремя колесами на общей оси. Фестончатые задние кромки рулей и элеронов крыла «птицевидной» формы сделаны были для возможности в случае надобности увеличить площадь поверхностей, затянув полотном промежутки между нервюрами. У бортов фюзеляжа в крыле были отверстия и вырезы в задней кромке для обзора вниз. Двигатель — «Argus» мощностью 80 л.с.

В предконкурсных полетах летом 1912 года оба самолета показали себя хорошо. В июле Г.В.Алехнович совершил на моноплане в Гатчине несколько удачных полетов с пассажиром. На новом биплане он выполнил серию демонстрационных полетов в Вязьме, Смоленске, Гомеле, Курске.

Казалось, что машинам гарантирован успех и на конкурсе. Однако перед его проведением Я.М.Гаккель решил поставить на самолеты новый, более мощный двигатель, оказавшийся, к сожалению, ненадежным. Из-за капризов силовой установки приз получить не удалось. В конце 1912 года в мастерской конструктора возник пожар, обе новые машины были уничтожены. Средств на восстановление мастерской и самостоятельную постройку самолетов у Гаккеля не было. Попытки получить их у военного ведомства и русских капиталистов не имели успеха. Не найдя финансовой поддержки, Я.М.Гаккель вынужден был прекратить активную деятельность в авиации, хотя свою «первую любовь» не забывал никогда.

Истинная причина неудач Гаккеля, на конкурсе 1912 года, выяснилась только через много лет. Ею оказалась «обычная» капиталистическая конкуренция. Представитель завода «Дукс» летчик А.Габер-Влынский, видя в Я.М.Гаккеле опасного соперника, подкупил механика и тот начал методично выводить из строя двигатели самолетов — для этого оказалось достаточным подливать в рубашки двигателей… серную кислоту. Мало того, буквально через несколько месяцев, 5 декабря 1912 года, оба самолета сгорели вместе с ангаром «от невыясненных причин». Талантливейший конструктор, создатель одного из первых в России самолетов столь оригинальной конструкции, остался без средств и был вынужден прекратить работы в области авиации.

ЛТХ:

Модификация: Гаккель IX
Размах крыла, м: 11,00
Длина самолета, м: 8,20
Площадь крыла, м2: —
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: —
Тип двигателя: 1 х ПД «Argus»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2

samolet-gakkel-ix

Самолет «Гаккель IX».

1.Самолет Гаккель IX на летном поле.

Самолет «Гаккель IX».

2.Гаккель IX. 1912 г.

Самолет «Гаккель IX».

Самолет Гаккель IХ на Корпусном аэродроме. 1912 г.

Гаккель IX. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал «Крылья Родины» № 06 за 1986 г. В.Бычков. Первые в числе первых.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 07 за 2005 г. Анатолий Демин. Авиация — национальная гордость России.
Журнал «Библиотека Воздухоплавания» 1912 г.