0.С.В.Гризодубов у своего самолета.

Гризодубов Степан Васильевич (1884-1965).

Гризодубов Степан Васильевич (13 июля 1884 г. — 11 декабря 1965 г.) — русский лётчик, авиаконструктор. Родился в семье чиновника канцелярии предводителя дворянства Сумского уезда. Окончил Харьковское железнодорожное училище и стал мастером электромеханического ремесла. Заведовал электростанцией дворянского собрания Харькова, кроме того имел собственную электромеханическую мастерскую, по переулку Мордвиновскому 13, а затем по улице Мироносицкой 91.

С 1908 года строил копию самолета братьев Райт. Не имея чертежей, он использовал для их составления куски купленной им кинопленки с кадрами полетов самолета братьев Райт. Окончание постройки первого самолёта в апреле 1911 года совпало по времени с научной экскурсией Воздухоплавательного отдела Харьковского отделения Русского технического общества (ХО РТО) в Севастополь. С.В.Гризодубов для ознакомления с существующими самолётами был включён в эту группу энтузиастов, которая прибыла в авиашколу 13(26) апреля 1911 года.

В качестве пассажира Гризодубов совершает несколько полётов. 16(29) апреля двухместный «Фарман» капитана Б.В.Макеева с Гризодубовым на борту потерпел аварию. Лётчик остался цел, а Степан Васильевич повредил себе обе ноги. Пробыв в школе пять дней, Гризодубов возвратился в Харьков.

Первый его самолет не смог подняться в воздух. Несмотря на неудачу Гризодубов продолжил работу и его третий самолет, построенный им в 1912 году полетел.

Осенью 1915 года Гризодубов был призван в армию. Попал в авиационную часть, затем был переведён в Петроградскую школу военных лётчиков при Императорском Всероссийском аэроклубе, где и работал. В начале в бригаде по сборке и ремонту авиамоторов «Gnome» и «Le Rhone», а вскоре был назначен в бригаду по установке моторов на аэропланы. Подал рапорт в школу военных лётчиков.
25 февраля 1916 года — зачислен в школу военных лётчиков при Императорском Всероссийском аэроклубе.
15 мая 1916 года — сдал испытания на звание лётчика (пилота) и переведён в группу для обучения на боевых аппаратах.
8 июня 1916 года — получил диплом пилота-авиатора № 374 и остался работать при школе.
В ноябре 1916 года — демобилизуется по состоянию здоровья.

В 1919-1920 годах командовал мастерскими Харьковского авиапарка, восстанавливал самолёты для Красной Армии.
С 1924 года руководил секцией планёрного спорта и маломощной авиации ОСОАВИАХИМа Украины и Крыма. Один из организаторов планеризма в стране.
В 1940 году построил мотопланер, однако двигатель к нему не закончил и испытывал его в безмоторном полёте.

Отец известной летчицы Валентины Гризодубовой.

Степан Васильевич Гризодубов скончался 11 декабря 1965 года.

В квартире Гризодубова в Харькове (ул. Мироносицкая, 54Б) располагается Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых. В сентябре 1968 года в городе Харькове в районе посёлка Жуковского улица Горная была переименована и стала называться улицей Гризодубова.

1.С.В.Гризодубов у своего 4-го самолета.

С.В.Гризодубов у своего 4-го самолета.

4.Семья Гризодубовых у самолета Гризодубов № 4.

Семья Гризодубовых у самолета «Гризодубов № 4».

2.Отец и дочь Гризодубовы.

Отец и дочь Гризодубовы.

.

.

Источник:
«Вестник воздушного флота», № 7 за 1952 г. Самолеты и двигатели С.В.Гризодубова.