Пороховщиков Александр Александрович (1892-1941).
Российский инженер-конструктор, лётчик, предприниматель, сын предпринимателя А.А.Пороховщикова, дед актёра Александра Шалвовича Пороховщикова.
Самолетостроением начал заниматься с юных лет (будучи гимназистом). В 1909 году построил самолёт, одобренный Н.Е.Жуковским. В 1910 году газеты писали:
«Юный изобретатель аэроплана Ал.Пороховщиков приступил к постройке своего аэроплана. Постройка, как мы сообщали, задерживалась из-за недостатка необходимых средств. В настоящее время постройку принял на себя на известных условиях один из столичных автомобильных фабрикантов. Постройка, которая будет вестись под личным наблюдением изобретателя, займет около месяца, после чего будет преступлено к пробным полетам.
Ал. Пороховщиков хлопочет о предоставлении ему для полетов гатчинского аэродрома. На отдельные части аэроплана юный изобретатель берёт 12 привилегий.»
В 1911 году организовал опытную мастерскую, где построил расчалочный моноплан простейшей конструкции «Пороховщиков № 1» и сам летал на нём. «Рига. Молодой изобретатель Пороховщиков совершил удачный полет на моноплане собственной конструкции.» — писала газета.
1914 год — построил полутораплан двухбалочной схемы — двухместный самолет, название «Би-кок» («Двухвостка»).
Рижское небо оказалось счастливым и для молодого изобретателя Александра Пороховщикова. Такие летчики и авиаконструкторы как князь Кудашев, пилот Уточкин, изобретатель Гаккель, авиатор Слюсаренко приезжали в Ригу уже в зените славы. А Александр Пороховщиков впервые взлетел ввысь еще в 1911 году на ипподроме в Золитуде. Причем на аэроплане собственной конструкции. Молодого человека заметили, он переехал в Санкт-Петербург, работал авиаконструктором. Мир тесен. В сентябре 1914 года Михаил Григорашвили провел испытательный полет сконструированного Пороховщиковым самолета «Би-кок». Самолет понравился и летчику, и военному министерству. Александру предложили: пусть авиаконструктор Терещенко производит «Би-коки» на своем заводе в Киеве. Случись это — первым пилотом аэропланов Пороховщикова стала бы Люба Галанчикова: с началом войны она вернулась из Франции в Россию, сдала свой личный самолет военному министерству и стала работать летчиком-испытателем на заводе Терещенко. Замысел, однако, не сбылся: Пороховщиков сказал, что готов сам производить самолеты. Стороны ни о чем не договорились и Александр вернулся в Ригу, где создал первый в мире…танк.
В 1915 году А.А.Пороховщиков создал бронированную боевую машину на гусеничном ходу — «Вездеход» (термина «танк» тогда еще не было).
1917 год — в мастерской Пороховщикова (в Петрограде), преобразованной в завод, выпускались самолёты иностранных марок, а также учебный биплан П-IV.
1918 год — сдал официальные испытания на звание военного лётчика, затем служил в советских авиационных частях, возглавлял авиамастерские, одновременно продолжая конструкторскую деятельность.
1919-1923 годах выпускались учебные самолёты его конструкции — «П-IV бис», «П-IV 2бис» (все они имели бипланную схему с хвостовой фермой).
1923 год — переехал в Москву, где работал инженером.
20 октября 1940 года арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. 11 июля 1941 года приговорён ВКВС СССР к расстрелу.
Расстрелян 28 июля. Место захоронения — полигон «Коммунарка».
Реабилитирован 3 декабря 1955 года.
Гимназист А.А.Пороховщиков.
А.А.Пороховщиков запускает двигатель на своем самолете «Би-Кок». Комендантский аэродром, август 1914 г.
А.А.Пороховщиков на испытаниях «Вездехода». 1915 год.
«Вездеход» Пороховщикова. Рисунок.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П.Свищев.
Балтийский военно-исторический журнал. № 2-2011 г.